Развитие мышления

В возрасте от 1 года до 3 лет развитие мышления ребенка связано, во-первых, с его предметной деятельностью, и этот уровень мышления называют наглядно-действенным, а во-вторых, с развитием речи. Ведь что такое развитие мышления у маленького ребенка?

Прежде всего, это ее здание связей — связей между предметами, между действием и результатом этого действия, между словом и предметом, между символами, в качестве которых выступают слова, и т. д. Поэтому лучшее, что могут сделать родители в данном случае, — это следить, с одной стороны, за развитием речи, а с другой — дать возможность ребенку активно заниматься предметной деятельностью, чтобы он сам делал открытия и создавал эти связи. В этом возрасте доминирует восприятие, а не логика. Ребенку необходима возможность трогать, слышать, видеть, обонять и осязать, бросать и т. п. — все эти действия являются необходимым условием для формирования мышления. Когда ребенок начинает ходить, его стремление к познанию и исследованию окружающего мира резко возрастает. Восторг, радость, восхищение — вот что испытывает малыш от своих открытий и новых возможностей.

«Любовный роман с миром» — так поэтично назвала это-период венгерский психолог Маргарет Малер. Поэтому роль родителей заключается в том, чтобы создавать ситуации, способствующие развитию ребенка. Что это значит? Прежде всего, нужно дать маленькому человеку заниматься тем, чем ему хочется. Не нужно навязывать ему свои представления, пусть сделай выбор сам. А выбор этот будет определяться его желаниями и потребностями. Ребенок проявляет интерес к действиям, которые может выполнить самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

Зона ближайшего развития — так называют психологи те задачи, которые ребенок способен решить сам, приложив некоторые усилия, или с минимальной помощью взрослого человека. Именно такие задачи и игрушки, чуть опережающие его развитие, и необходимо ему предлагать. А, наблюдая за ребенком, вы увидите, к чему он проявляет интерес. Малыш должен получать удовольствие, чувствовать гордость от успехов, достигнутых самостоятельно, наслаждаться своими возможностями, тем, что он способен вызывать какое-то событие раз за разом. Его радует не только факт раскачивающейся игрушки, но и то, что именно он привел ее в движение.

Исследования показывают, что у ребенка существует врожденное любопытство и его развитие происходит не только в результате обучения взрослыми, но на ранних стадиях даже в большей степени — в результате его собственной активности. Дайте ребенку возможность самостоятельно овладеть навыком или знанием, и только если он попросит помощи, следует подключиться. Задача родителей в этом смысле — организовать окружающую среду таким образом, чтобы ребенок мог реализовать свои внутренние потребности в познании окружающего мира, в овладении необходимыми ему знаниями и умениями.

Занимаясь интересным для него делом, ребенок учится концентрировать свое внимание, что будет крайне необходимо ему в более старшем возрасте. Показателен в этом отношении эпизод, свидетелем которого была итальянский педагог и психолог Мария Монтессори. Четырехлетняя девочка расставляла цилиндры разного размера в деревянной раме до тех пор, пока все цилиндры не встали на свои места. Затем она вынула их снова, смешала и начала все сначала. Все это время она совершенно не обращала внимания на окружающее. После того как девочка повторила это упражнение 14 раз, Монтессори решила проверить концентрацию ее внимания. Все остальные дети стали громко петь и маршировать, но девочка продолжала свою работу. Затем Монтессори подняла девочку вместе со стулом и поставила ее на стол. Но девочка собрала все цилиндры в ладошку и продолжала работать, даже не заметив, что ее побеспокоили.

Наконец, повторив упражнение 42 раза (!), девочка остановилась сама, как будто очнулась от глубокого сна и счастливо улыбнулась. Мы привели этот пример для того, чтобы вы поняли:

1. Ребенок должен иметь возможность сам выбирать себе занятия.

2. Только в процессе таких, вызывающих интерес у детей занятий формируется концентрация внимания, развиваются познавательные способности и двигательные навыки.

3. Занятие, выбранное ребенком самостоятельно, доставит ему настоящее удовольствие, а вас на некоторое время освободит от ежеминутного контроля за ним. А как мы видели в исследованиях Монтессори, интересным делом ребенок может заниматься довольно долго, так как у него существует внутренняя потребность закреплять новые навыки при помощи повторяющихся действий: это могут быть и слова, и движения.

Присутствие матери, ее спокойная уверенность — еще одно очень важное условие для активного познания ребенком окружающего мира. Только таким образом удовлетворяются сразу две важные потребности малыша – потребность в безопасности и потребность в исследовании. Ребенок, который уверен в том, что его мама (или отец) всегда будет рядом (или поблизости, на допустимой для него дистанции), более настойчив и смел в исследовании окружающего мира. Присутствие в данном случае — ключевое слово.

Присутствие, но не вмешательство. Не стоит прерывать исследовательскую деятельность малыша без особой нужды. Вмешиваться следует только в том случае, если вы уверены в том, что ситуация опасна, и тогда лучше отвлечь ребенка, переключив его внимание, и устранить источник опасности. Кроме того, тревога, беспокойство матери передаются ребенку, подрывая его исследовательские порывы, так как он перестает чувствовать себя в безопасности.

«Чувство меры» — волшебное словосочетание. Мать должна быть доступна и одновременно ненавязчива. Навязчивость, гиперопека и давление по отношению к детям могут стать источником неврозов и психических расстройств, не говоря уже о задержке в развитии. И хотя до 1,5 лет падение и ушибы не доставляют ребенку особых огорчений, ему, тем не менее, необходимо знать, что мама находится в пределах досягаемости и его безопасности ничто не угрожает. Поэтому чем больше в доме безопасных и удобных для ребенка мест, тем меньше вы будете беспокоиться, и тем реже вам придется его одергивать.

«Отойди!», «Нельзя!», «Не трогай!» — как часто слышит эти слова подрастающий ребенок. Разумеется, детям нужно объяснять, что нельзя трогать чужие вещи, что есть просто опасные предметы, есть вещи, дорогие вашему сердцу, и, если он случайно разобьет что-либо, вам будет очень обидно.

Но нужно помнить, что в этом нежном возрасте потребность ребенка в изучении окружающего мира много сильнее, чем умение сдерживать свои желания. Поэтому постарайтесь максимально приблизить свой домашний мир к его потребностям. Посмотрите, удобно ли вашему малышу вешать свою одежду, сможет ли он самостоятельно достать чашку, дотянуться до книжки, карандашей, достать любимую игрушку. Все, что ребенку не возбраняется исследовать, должно быть доступно для него.

Источник: Г.В.Болотовский, А.Д.Царегородцев “Три главных года”, 2006 год