Сын: Я хочу ХВОХ.
Мама: Зачем?
Сын: Я буду играть. Это здорово. Там можно двигаться.
Мама: А почему у тебя все еще его нет?
Сын: Потому что ты не покупаешь!
Мама: А почему я не покупаю?
Сын: Потому что у тебя денег нет.
Мама: Совсем-совсем нет?
Сын: Есть, но на ХВОХ ты их не потратишь.
Мама: А почему?
Сын: Потому что ты их тратишь на другие вещи.
Мама: На какие?
Сын: Наверное, на более нужные.
Мама: Что может изменить ситуацию?
Сын: Если мы будем меньше тратить?
Мама: От чего ты готов отказаться ради ХВОХ?
Сын: От кино и конфет.
Мама: Можешь посчитать, сколько за месяц сэкономишь таким образом?
Сын: Около тысячи.
Мама: Сколько месяцев будешь так копить на ХВОХ?
Сын: Полтора года.
Мама: Можешь подождать полтора года? Пожить полтора года без кино и конфет?
Сын: Нет.
Мама: Есть еще идеи?
Сын: Я пойду работать?
Мама: Куда тебя возьмут в 11 лет работать? Кто тебе будет платить?
Сын: Никуда. Не знаю.
Мама: Пока ты этого не знаешь, пока не придумал, как зарабатывать деньги, что еще ты можешь предложить для достижения цели?
Сын: Тебе надо больше зарабатывать.
Мама: Прекрасно. Можешь подсказать, как мне больше зарабатывать?
Сын: Больше работать.
Мама: А где мне взять на это время?
Сын: Что-то другое не делать.
Мама: Например? Не спать, не есть, не отдыхать я не могу. Куда еще уходит мое время?
Сын: Ты еще ходишь в магазин, готовишь, моешь посуду.
Мама: Что еще?
Сын: Еще пылесосишь.
Мама: Что из этого я могу не делать? Кто будет делать это вместо меня?
Сын: Я могу пылесосить, мыть посуду.
Мама: Супер! Я как раз собиралась покупать посудомойку. Она стоит столько же, как ХВОХ. Но если посуду будешь мыть ты, то посудомойка мне не нужна. Ты готов мыть посуду каждый день, если мы купим ХВОХ?
Сын: Конечно!
Мама: Ты готов мыть полгода посуду, пока снова не накопим на посудомойку?
Сын: Готов.
Мама: А если ты не выполнишь договоренность? Если я куплю ХВОХ, а ты откажешься мыть посуду? Как мне тогда поступить?
Сын: Ну, будет честно, если ты заберешь у меня ХВОХ.
Мама: А если ты наиграешься за два дня, ХВОХ тебе надоест и ты перестанешь мыть посуду? У меня тогда не будет ни денег на посудомойку, ни чистой посуды. Что я буду чувствовать? Что бы ты почувствовал на моем месте?
Сын: Что меня обманули.
Мама: Ты будешь дальше продолжать верить человеку, который тебя обманул?
Сын: Нет.
Мама: Будешь дальше с ним о чем-то договариваться, что-то для него делать?
Сын: Нет.
Мама: У тебя будут еще какие-то желания, после того, как ХВОХ получишь?
Сын: Конечно.
Мама: То есть, ты понимаешь, что если ты, получив ХВОХ, нарушишь условия нашей договоренности, то дальнейшие твои желания я не буду стараться выполнить? Ты понимаешь, что в твоих интересах выполнять условия договора?
Сын: Конечно.
Мама: Что может помешать тебе выполнить условия?
Сын: Я могу устать.
Мама: Как предлагаешь решать проблему?
Сын: Давай у меня будет выходной от посуды в воскресенье.
Мама: Хорошо. Договорились?
Сын: Договорились.
Сравните с другим диалогом:
Сын: Я хочу ХВОХ.
Мама: Давай я куплю, но за это ты всегда будешь мыть посуду в течение года, кроме выходного дня. А если не будешь, то я тебе больше никогда ничего не куплю.
Вроде бы договоренность по факту та же самая. Но результат – разный. Во втором случае условия ребенку навязаны взрослым. В первом случае — ребенок сам (с помощью наводящих вопросов) пришел к договоренности, а значит уровень осознанности и ответственности за соблюдение условий договора будет выше. И еще ребенок получил опыт решения жизненной задачи.
Жаль, что такой конструктивный диалог можно построить только со взрослым ребенком умеющим рассуждать. В противном случае ребенок будет смотреть на маму и думать: "Что она от меня хочет?"...
Не каждый взрослый родитель то может так построить разговор, что говорить о ребенке.
Здорово! Жаль, не всегда хватает фантазии так развивать диалог, чаще получается диалог
- Хочу!
- Много хочешь!
ПС полезла искть в гугле что такое хвох (читаю по-русски)))))))
Класс!) Вот бы всегда так получалось) Результат был бы...!)
Но к этому можно стремиться)
вот это супер конечно!!! ребенок потом самостоятельным станет!!
но не все дети такие рассудительные и терпеливые! многие просто начинают орать и биться о пол,много раз наблюдала такие ситуации в магазинах!!!
все конечно от родителей зависит!
дай бог чтобы все дети были такими понимающими!!
Это тоже итог предыдущих действий родителей, считаю.
Очень мне понравилось. я как раз хочу добиться от себя такой выдержки и изобретательности в диалогах с мужем и ребенком ( в будущем, пока что ребенок не говорит)))). Получится ли...?
Мы не умеем разговаривать со своими детьми или не хотим?
Пожалуй, и то и другое. Это титанический труд, но всё же труд. И всему можно научиться.
А еще влияет опыт наших родителей, как они с нами конфликты решали.
Я конечно не психолог...Но если 11-летнему ребенку задать столько наводящих вопросов, то он "сойдет с ума". Мне как-то психолог говорила о 3-4 вопросах взрослому человеку, не больше.
А так очень поучительно!!!
Да и не каждый взрослый выстроит такую логическую цепочку
это диалектика) а вообще, диалог спорный в смысле достижения цели. здесь многое зависит от темперамента и вообще развития ребенка. сказать он может что угодно. год - это невыполнимый для ребенка срок в данном случае. некоторые даже взрослые частенько, занимая деньги, например, пообещают что угодно, зато потооом...
Книга Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" очень помогает выстраивать диалог с ребенком.
Да, замечательная книга и ее продолжение Ю.Б.Гиппенрейтер "Продолжаем общаться с ребенком.Так?", вообще то такие книги нужно прочитать каждому.
Попробовала вчера. Неудачно: сын сказал "Плиту мыть не буду, на меня не действуют твои психологические штучки", хлопнул дверью и ушел гулять.
Здорово! Мы с мужем давно пытаемся строить такие диалоги с ребенком 4х лет. Ему самому нравится ))) Сегодня вот что то подобное было, когда заставляла его выполнить много процедур,чтобы выздороветь быстрее. Помогло. Сам пришел к нужному выводу. Но частенько обходимся двемя- тремя предложениями (((