Нужно ли заниматься со школьником летом

Нужно ли заниматься со школьником летом, и что будет, если не давать мозгу отдыхать

Летние каникулы - радостная и долгожданная пора для любого школьника. В школу ходить не надо, уроки делать не надо - вот оно, счастье! Однако многие родители все равно заставляют своих детей заниматься на каникулах, чтобы не забыть школьную программу. Учителя частенько задают домашние задания. Например, прочитать список литературы и вести дневник читателя или выучить таблицу умножения. А 1 сентября все педагоги в один голос заявляют, что дети всё забыли за лето, что в их головах гуляет ветер, а не знания.

Как учитель, я даю родителям развернутый ответ на вопрос: заниматься или нет со школьником на каникулах.
• ребенку нужен отдых после прошедшего учебного года. Если мозг ребенка не будет отдыхать, это приведет к неврозам. Совсем другое дело, если никакой усталости у него нет и школьник готов с удовольствием делать различные задания. Этот порыв в нем надо поощрять.

• Добровольная основа занятий. Из-под палки заставлять повторять упущенные темы нельзя. Ребенок должен сам захотеть подтянуть собственные знания. Сам понимать, что нужно исправлять плохие отметки. Если в ответ на ваше "давай позанимаемся", он кричит: "Не хочу! У меня каникулы", то никакой пользы от уроков в таком случае не будет. Лучше оставить ребенка в покое на какое-то время. Подождать, пока проявит инициативу сам.

• Если инициативу проявлять не хочет довольно продолжительное время, а заниматься всё-таки надо, например, проработать ещё раз непонятную или пропущенную тему, то нужно предложить ребенку упражнения, совсем не напоминающие ему школьные уроки. Занятия должны быть в интересной форме. С младшими школьниками в виде игры. Со старшими порешать нестандартные и олимпиадные задачи. Английский язык можно повторить за просмотром фильма или мультика без перевода. Окружающий мир познавать на прогулке на природе. Математику повторять в магазине, считая в уме стоимость продуктов. А правописание лучше всего повторять не на диктантах и сочинениях, а в написании плана на предстоящий день или короткой запиской в дневнике о впечатлениях прошедшего дня.

• Мозг человека, как и мышцы, постоянно нужно тренировать. Заниматься летом периодически надо. Лучше всего пару раз в неделю, и то в занимательной для ребенка форме. Тренировки нужны особенно, если у ребенка плохой почерк. Но при этом не заставлять его целыми днями все каникулы напролет писать в прописях и списывать тексты.

• Обязательно читать книги. На лето учителя обычно дают список книг. Если школьник не горит желанием их читать, то можно выбрать то, что точно захочет, даже не по программе. А также, если не задалось с повторением тем по математике и русскому языку, то уж читать книги летом нужно в любом случае.

• Расскажу об одном своем ученике, который занимался с мамой всё лето напролет. Они писали диктанты и сочинения, списывали большие объемы текстов - всё ради того, чтобы школьные двойки и тройки ребенка по русскому языку в сентябре превратились в хорошие отметки. В итоге мальчик пришел в школу уставшим, потерявшим желание учиться. Он не только не начал получать хорошие отметки, а еще больше стал отставать. Вывод: в погоне за успехом, мы стараемся быть как можно более продуктивными, но это может привести нас не к тому результату, к которому мы стремились, а совсем к противоположному.

Если мозгу не давать расслабиться, будет страдать настроение школьника, его продуктивность, память, внимание и здоровье. Поэтому хорошо подумайте прежде, чем нагружать его заданиями в каникулярное время. Всё должно быть в меру, а также в удовольствие, а не через силу. Наиболее переживающим родителям могу посоветовать: не стоит бояться, что ребенок растеряет за лето все школьные знания. Первый месяц после каникул всё равно отводится на повторение.

Учитель.

Разделы Форума: