Как разговаривать с подростком об учебе

[Кейс мудрой мамы]
Как разговаривать с подростком об учебе?

Подростковый возраст в психологии является одним из самых непростых кризисов и пройти его гладко, сохранив взаимопонимание со своим сыном или дочкой без давления, помочь им обрести свою цельность и смысл жизни — это высший пилотаж родительского мастерства.
Поэтому это будет полезно практически всем родителям. А теперь сама история )))
«Окончил мой сын 9 классов, поступил в колледж – в тот, куда хотел, на самостоятельно выбранную специальность, экзамены сдал без посторонней помощи. На занятия ходил гордый, перед младшими друзьями нос задирал. И я расслабилась, понадеявшись, что уж теперь-то он точно будет учиться.
А зря! В январе началась производственная практика. Спрашиваю сына:
— Ходишь?
— Хожу.
А у меня сомнения. Во-первых, ничего не рассказывает, хотя должен – все-таки смена окружения, новые впечатления. Во-вторых, уходит рано утром, приходит поздно, а денег на обед не просит, неужели их за счет предприятия кормят? В наше-то капиталистическое время! Маловероятно. Когда сомнения оформились, я в разное время три раза позвонила классному руководителю – «Абонент недоступен». Ладно, подождем. Должно же все когда-нибудь проясниться.
И точно. Через 2 недели классная звонит сама. Оказывается, она перед Новым годом сломала ногу, в больнице потеряла телефон, и родители ее учеников остались без информации. Сознательное меньшинство детей честно ходило на практику, а большинство (в том числе и мой сын), обрадовавшись нежданной свободе, прогуливало. Был дан клич:
— Родители, примите меры! Обеспечьте явку!
Легко сказать — «примите меры». Был бы жив отец – ремень в руку, и явка обеспечена. А мне что делать? «Ребенок» выше меня на голову, сильнее раза в три, вариант «взять за руку и привести» не пройдет. Остается нотация. Ну что же, будем читать.
Поймала его, говорю:
— Сынуля! Звонила классная руководительница, ты практику прогулял.
— И-и?
— Нет, это я говорю: и-и?
— Мама, ты помнишь, на кого я учусь?
— На автомеханика.
— Во-от! А практика слесарная! На фига она мне сдалась, я же не на слесаря учусь!
— Ну ты умный парниша, как я погляжу. А что, по-твоему, делает автомеханик?
— Мама, это начальник над слесарями, я буду указания раздавать.
— Вот именно! Сначала раздавать, потом проверять исполнение. А как ты проверишь, хорошо работа сделана или тяп-ляп, если сам ни бельмеса?
— Мама, мне некогда, меня друзья ждут.
Собрался и ушел. Нет, ну вы поглядите на него! Не на ту напал. Я должна прочитать нотацию, и я ее прочту. Надо только время подходящее выбрать, чтобы удрать не смог.
Прошло недели две. Как-то поздно вечером легли спать. Слышу, сынуля за ширмой ворочается, шуршит. Тэк-с, думаю, пора!
— Сына, ты спишь?
— Не-а.
— И мне не спится. Хочешь, я тебе историю из своей жизни расскажу?
— Давай.
— Давным-давно, когда я была молодой и красивой, был у меня друг, водолаз. Водолазы ведь не только в море работают – везде, где глубина и сооружения какие-нибудь на глубине. Ну и в нашем Иртыше есть опоры мостов, причалы, трубопроводы. Водолазы их проверяют и, если надо, ремонтируют.
Так вот, приходит мой друг с напарником как-то на работу, начальник дает им задание и уходит на планерку.
Возвращается – они лежат на берегу, загорают.
— Вы чего лежите, я же вам задание дал?
— Мы сделали.
— Когда вы сделали? Я пятнадцать минут назад задание дал!
— Сделали. Видишь, костюмы мокрые лежат.
— Да когда вы успели-то?
— Ну не веришь – проверь.
— И проверю!
— Проверяй, вот костюм.
Положил он свою папочку, надел костюм, прикрутили они ему шлем, — знаешь, металлический такой, с иллюминаторами по бокам и впереди? Ну вот. Присоединили баллоны с воздухом, к поясу тросик прицепили, чтобы вытащить, если заблудится. Вода-то мутная, сам знаешь, миллиард китайцев в наш Иртыш писают, пока он до нас добежит. Ну вот. Зашел он в реку, а течение сильное, по пояс погрузился, и его с ног сбило. Шлем тяжелый ко дну тянет, костюм, воздухом наполненный, всплыл, только попа видна – барахтается мужик, встать на ноги не может. Водолазы на часы посмотрели: три минуты прошло, вытянем? Нет, рано, пусть дальше проверяет.
Через пять минут вытащили, шлем открутили, а у него морда красная, опухшая, вся в слезах и слюнях. Вылез из костюма и пошел, даже папочку свою забыл.
— Внимание! – говорю сыну. – Вопрос: почему его перевернуло вверх ногами?
— Ну… течение же сильное, сама говоришь.
— Так других водолазов не переворачивает. Думай.
Молчит. Подсказываю:
— Он что-то забыл надеть. Что?
— Сдаюсь, — говорит сын.
— Да ботинки же! Тяжелые водолазные ботинки, которые уравновешивают тяжесть шлема. А почему забыл?
— Не знаю.
— Он ведь начальником работал. Значит, институт окончил, диплом защитил. Экзамены все сдал, хотя бы на троечку, иначе бы диплом не дали, то есть теоретически подкован был хорошо.
Сын молчит, думает. Я продолжаю:
— А вот практику, наверняка, прогулял!
— Мама!
— Чё, мама-то? Если бы он хоть раз с инструктором под воду спустился, костюм полностью надел – ни за что бы про ботинки не забыл. Точно, прогулял!
— Мама! Спи, давай!
Поздно мамкать-то: нотация прочитана, внимательно выслушана и, как выяснилось, позднее, усвоена.
В следующем году сын принес с практики большую жирную пятерку и торжественно мне ее предъявил. Я спросила:
— Это за что же тебе «пять» поставили, да еще и обвели?
— А я убитый «ЗИЛок», который под забором давно стоял, собрал, завел и начальника на нем прокатил.
— Классно вас в колледже учат. Молодчина!
А про себя подумала: и я тоже.»
https://detp***sycholog.ru Татьяна Егорова