К школе

Здесь буду собирать интересную и нужную информацию по данному вопросу

Комментарии

НадеждаС аватар
НадеждаС Offline Вс, 04.05.2014 - 11:02 #

Когда в семьях возникает вопрос - идти или не идти в этом году, что нужно учитывать (и мы, конечно, помним, что не бывает ОБЩИХ законов. ребенок может быть готов к школе и в 4-5 лет, а, может, не быть готов и в
1. признаки физической готовности к школе:
в вальфдорской системе перечень физических данных данных:
смена коренных зубов
способность дотянуться рукой до верхней части противоположного уха через макушку
проявленная талия (с-образный изгиб спины)
проявленные суставы пальцев и коленных чашчек (вместо ямочек), арка стопы.
Умения: бросает и ловит мяч, прыгает на одной ноге, прыгает ритмически, ходит перекрестно, умеет подниматься по летнице ступая поочередно каждой ногой, умеет завязывать шнурки, застегивать молнию, пуговицы, навыки личной гигиены, развита мелкая моторика рук – владеет ножницами, играет в палчиковые игры. При рукопожатии отрывают большой палец от ладони (если знакомы с рукопожатием)
Умственные способности: с удовольств. Слушает истории, помнит их содержание, рассказывает о событиях связно, любит петь песни, рассказывает стихотворения, знает цвета, удерживает внимание 10-15 мин., умеет секреты и умеет шептать (различие между внутренним и внешним), использует предложения со словами –если – потому (зачатки логического мышления)
По психофизиологическим законам девочки созревают раньше, че мальчики – но именно мальчиков раньше отдают в школу. Следствие – проблемы с адаптацией.
На что смотрит психолог при тестировании готовности к школе?1. Мотивация – это очень важный аспект для дальнейшей успешной учебы. Мотивация может быть игровой, социальной, учебной или мотивацией достижений. Самой благополучной, естественно, является учебная мотивация. Такой ребенок хочет идти в школу для того, чтобы учиться, получать знания. То есть его желания и ожидания напрямую соответствуют тому, что и призвана давать школа.При мотивации достижений у ребенка есть желание, потребность учиться, однако, он ожидает от школы для себя не получение знаний, а получение признания, успехов, побед, пятерок. Есть, конечно, в этой мотивации много хорошего, однако, она неустойчива, т.к. при некотором количестве неудач, ребенок может пасть духом и прекратить стремиться на пьедестал. Ребенок с социальной мотивацией идет в школу не за знаниями, не за успехом, а за друзьями, новыми знакомыми, добрыми и душевными отношениями. Такой ребенок на протяжении учебы будет ценить не само обучение, а окружение вокруг себя. Может быть такой ребенок и будет стараться учиться ради любви окружающих, в частности, новой любимой учительницы, новых друзей, но это ненадолго, как только он начнет получать добрую порцию внимания и общения со стороны окружающих, так сразу и пройдет его стремление хорошо учиться.Самая неблагополучная мотивация для обучения в школе – игровая. Этих деток можно сразу заметить, они очень часто приходят сюда с игрушками, на уроках невнимательны, не могут долго усидеть на одном месте, то и дело ерзают на стуле. Не умеют управлять собой и своим поведением, могут выкрикивать с места все, что угодно, но только не относящееся к делу. На вопрос: «зачем ты идешь в школу?», они отвечают: «Играть». Эти дети еще не созрели для учебы, для них школа – мучение. Таких ребят лучше оставить еще на один год в детском саду, конечно, если есть такая возможность. А если все-таки отправили такого ребенка в школу, то дома уделяйте ему как можно больше времени для повторения и усвоения школьного материала желательно в игровой форме.
2. Еще один параметр, на который обращает внимание психолог – подготовленность руки к письму. Это очень важно не только для письма, но и для общего интеллектуального развития.
3. интеллектуальную готовность ребенка к школе. Эта диагностика не для амбиций родителей. Не для обид или манипуляций. Они лишь определяют интеллектуальную зрелость ребенка для школы, сформированность его интеллектуальных способностей для обучения, т.е. готов ли ребенок для традиционной школы сейчас, или ему нужен особый подход, а может быть ему нужны индивидуальные занятия, пока он еще не дозрел.
4. диагностируют личностные особенности будущего первоклассника, которые могут создать помехи при обучении в начальной школе. Например, тревожность. Эта особенность присуща любому человеку, но у некоторых детей она чересчур повышена, таким детям также необходим свой подход.
Для ребенка начало школьного обучения - трудное испытание по нескольким причинам. Во-первых, поступление в школу совпадает с кризисом шести-семи лет. Помимо новых капризов, требований, шалостей ребенок плохо себя чувствует: тревожится, беспокоится, чувствует странное внутреннее напряжение, не понимая, с чем связано его плохое самочувствие и от этого переживая еще сильнее. Такие проявления сопровождают любую психофизиологическую перестройку. Поговорить о своих проблемах с родителями даже подросток не может, а маленький ребенок - тем более. Он просто не знает еще слов для того, чтобы описать свои треволнения. Родителям важно понимать, что эти напряжение и тревога приводят к усталости, быстрой утомляемости и низкой стрессоустойчивости, что усложняет адаптацию к школе, которая сама есть серьезный стресс.: что от нас-родителей требуется - спокойстви и ВЕРА в совего ребенка

НадеждаС аватар
НадеждаС Offline Вс, 04.05.2014 - 11:17 #

Российские педагоги не рекомендуют отдавать детей в школу ранее семи лет без консультации с психологом. Начало школьных занятий для неподготовленного ребенка станет "серьезным психологическим ударом" - заявляет профессор кафедры общей психологии Московского государственного педагогического университета Юрий Арзуманов.

Шестилетками считаются дети, достигшие возраста от пяти с половиной до шести с половиной лет. Их обучение ведется столь же интенсивно, как и обучение семилеток. В возрасте 6-7 лет не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки еще принадлежат дошкольному миру. Эти детки, безусловно, способны усваивать материал. Но у них еще сохраняется острая потребность играть. В подготовительных группах детского сада идет обучение, но в игровой форме, позволяющей дошкольнику без особого эмоционального напряжения учиться и развиваться. Школа с такой задачей полноценно справиться не может. Ведь в первую очередь необходимо дифференцировать класс на шестилеток и семилеток. Но учитель ведет себя одинаково по отношению и к тем, и к другим. А это пагубно сказывается и на здоровье детей, и на их психоэмоциональном развитии. Шестилетки в итоге перегружаются. Тогда, когда они еще не умеют полностью управлять своим поведением, им приходится примерно сидеть несколько уроков, не кричать, не бегать, не прыгать, поднимать руку всякий раз, когда у них есть ответ на вопросы педагога.

Конечно, не все так однозначно. Некоторые дети и до восьми лет сохраняют свою игровую мотивацию в силу каких-либо причин. А есть одаренные детки, которые и в пять лет настолько владеют собой, у них настолько развиты произвольность и чувство контроля за своими действиями, что им нетрудно просидеть над одним делом часа три. Дети развиваются неодинаково. И хотя многие родители смело отдают шестилеток в школу, некоторые семьи понимают, что для их детей школа в таком возрасте еще непосильна. Они вправе сами определить, готов ли их ребенок к школе. Отдавать в школу неокрепшего ребенка - это значит окончательно подорвать его здоровье. Врачи-гигиенисты, считают, что самые идеальные условия для первоклашек-шестилеток - детские дошкольные учреждения. Они наиболее приспособлены для режима учебы, отдыха, развлечения и питания первоклашек. В семилетнем возрасте ребенок физически более устойчив к воздействиям внешней среды.Практика показывает, что мальчиков стараются отдать в школу как можно раньше. Мотивы родителей ясны: они стараются просчитать все возможные шансы на поступление детей в вуз и на отсрочку от военной службы. А вот родители девочек, как правило, не торопятся - им хочется продлить ребенку детство. А вот родители девочек, как правило, не торопятся - им хочется продлить ребенку детство. Сложность заключается в том, что именно девочки по всем психофизиологическим законам созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо раньше, чем мальчики. Недоигравшие мальчики - горе для учителя и сплошные проблемы для самого ребенка.

Первый класс - это, прежде всего, обучение письму. По действующей сейчас методике детей обучают так называемому безотрывному письму. Согласно последним исследованиям отечественных физиологов, оно противоречит возрастным особенностям ребёнка, поскольку требует от первоклассников нецелесообразных движений. Это, в свою очередь, приводит к задержке дыхания, а задержка дыхания - к кислородному голоданию мозга (гипоксии). Поэтому у многих шестилеток процесс освоения прописей происходит крайне болезненно.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Этот предмет обычно меньше всего пугает родителей. Что там такого в первом классе - два плюс два! Действительно, в первом классе, скорее всего, все пройдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста.

В процессе принятия важного решения на этот счёт обязательно проконсультируйтесь со специалистами, которые вели занятия с вашим ребенком в детском саду, при подготовке к школе и т.д. Важно прислушаться к их рекомендациям. Выясните, насколько он усидчив. Если ребенок чрезмерно возбудим - справиться со школьной дисциплиной ему будет труднее. Возможно, пока стоит отводить вашему чаду больше времени на игровую деятельность.

Детишки, не посещавшие детский сад, практически всегда испытывают трудности в общении с детьми и тяжело адаптируются к школе. Если ваш ребенок много времени проводил дома, наедине со взрослыми, то отдавать его учиться в 6 лет рановато. За год отсрочки малышу необходимо предоставить возможность попробовать себя в самых разных направлениях: спорте, рисовании, лепке - тогда он посредством занятий получит дополнительные возможности развиваться, приучится к дисциплине, тесно пообщается со сверстниками.

Лучшим для начала учебы считается возраст 6,5 - 7 лет. Он выбран методистами не случайно - дело в том, что именно к этому времени у малыша "появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, так как игра перестает быть для него лучшим источником развития". И все же бывают такие ситуации, когда родители не отдают своё чадо в школу раньше достижения им 8 лет, желая "продлить ему детство". Психологи же от этого предостерегают - принимая решение "попридержать" ребёнка дома, стоит задуматься о тех проблемах, которые возникнут лет через одиннадцать не будет ли ваш "малыш" выглядеть переростком на фоне однокашников? Бывает, что способных детей отдают в школу на год-два раньше и потом, когда ребенок подходит к подростковому возрасту, у него появляются проблемы. Интеллектуально, в плане освоения учебного материала, он находится на одном уровне с одноклассниками, может быть, даже опережает их, но в эмоциональном развитии он еще им не соответствует. Одним словом, если папы и мамы сами не могут понять - отдавать малыша в класс или нет - лучше обратиться за советом к психологу.

По мнению специалистов, для успешного овладения грамотой и письмом ещё до начала обучения у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

1. Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове).
2. Достаточный словарный запас (умение подбирать синонимы и антонимы, родственные слова; употреблять слова, имеющие абстрактное значение, приставочные глаголы, существительные, обозначающие профессии или названия спортсменов по видам спорта, а также сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные и др.).
3. Умение грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие, иными словами - "сформированность грамматических систем".
4. Владение связной речью.
5. Сформированность представлений о форме и величине предметов и их расположенность в пространстве по отношению друг к другу.

Одним словом, развитие устной речи - главное условие быстрого овладения грамотой и письмом. Конечно, нельзя забывать о полноценности таких психических функций у ребёнка, как память, внимание, мышление и др. Важна и развитая ручная моторика.

Однако нередко "проблемными" становятся дети, приходящие в 1-й класс с большим багажом навыков и умений, в том числе - умеющие читать. Такие дети обычно быстро теряют интерес к учебе, поскольку "всё знают", и останавливаются в развитии. Специалисты считают, что всё-таки лучше, если ребёнок к моменту поступления в школу умеет читать. Но если у родителей возникает беспокойство, что его чадо "слишком много знает", имеет смысл отдать сына или дочь в гимназию, где уровень обучения будет оптимальным для поддержания интереса к учебе.

Возможные предпосылки для отмены шестилетнего старта.

Социальные противопоказания:

* Единственный ребенок, воспитывающийся в большой семье. В такой ситуации одновременная вовлеченность 3-5 взрослых в процесс обучения ребенка будет достаточно высокой. Масса родственников станет контролировать успехи одного малыша. Для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.
* Выбор привилегированной школы, гимназии или лицея, как правило, связан с ежедневными, часто длительными, поездками туда и обратно. Программы обучения в таких учебных заведениях усложнены, значит, к высоким интеллектуальным нагрузкам добавится усталость от длительного путешествия и раннего подъема, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К семи же годам выносливость организма существенно повышается.

Психологические противопоказания:

* Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия будут тяжелы для малыша. А время, проведенное в стенах школы, воспринимается ребенком как вычеркнутое из жизни.
* Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая "не лучшие времена", полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако, учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.
* Рождение братика или сестрички. Первоклассник и грудной ребенок - не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в садике.

Медицинские противопоказания:

* Различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим часто возникающие заболевания могут привести к серьезным перегрузкам.

НадеждаС аватар
НадеждаС Offline Втр, 06.05.2014 - 15:47 #

4 ЗАДАЧИ для РОДИТЕЛЕЙ. ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ШКОЛЕ.

Первая задача при подготовке к школе – формирование интереса к новым знаниям. Некоторые возразят, что учеба – это труд, поэтому не желательно приучать ребенка только к развлечениям. Это все так. Но у дошкольников еще не сформировалось чувство ответственности. Да и как его достичь, если рядом столько всего интересного: увлекательных игрушек, конструкторов, компьютерных игр? Как заставить себя учиться? Противостоять игре можно только игрой, ведь детям интересно, только пока они играют.

Вторая задача – развитие мышления ребенка, умственных способностей, необходимых для успешного обучения.
Основные методы работы – игры, игровые упражнения, интересные задания, самостоятельные открытия. Причем, чем больше самостоятельности проявит ребенок, при изучении нового материала, тем активнее он будет развиваться. Самостоятельная работа творческого характера развивает навык самоконтроля, самооценки.

Третья задача. Успешное обучение ребенка зависит от уровня развития его речи, поэтому важной задачей является развитие речи, умения логично изъясняться, доказывать свои соображения.
Четвертая задача – дать ребенку необходимые базовые знания. По математике – это усвоение состава числа, числового ряда и формирования представления о задачах, умение выделить части и целое, составлять и решать задачи, знание геометрических фигур и так далее. По развитию речи – отличать текст, предложение, слово, слог, выделять отдельные звуки. Умение составлять предложения и небольшие рассказы по картинке или по серии картинок, научиться читать по слогам