С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки : Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.
В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
Пути формирования КГН.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам , начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
П.С.: Взято с просторов инета(для любителей придраться).
больше ничего писать не буду такого полезного. пишешь ,что актуально и опять минусы.кошмар. ну и обстановка на сайте... печально
Юля, очень полезная статья!
Дочке 1,8, собираемся осенью в садик.
Про полотенце я и не подумала даже, что крючки должны быть на ее уровне :DONT_KNOW:
Спасибо за статью!!!
С удовольствием читаю, что ты выкладываешь и просто пишешь комменты :THUMBS UP:
Юль, не обращай внимания, полезная статья!
люди наверно столько букв просто не осилили))
Юля, скажи по своему опыту детсадовскому, во сколько всреднем дети учатся сами себя одевать? моей что-то пока тяжело дается.
тут от ребенка зависит,кто-то в 2 уже умеет сам себя обслуживать полностью,а кто-то в три даже штаны не знает как надеть и прочее.
Юль,извини,что влезла,просто вспомнила свои ясли,хоть и немного там проработала)
нам 1,11 мало,что еще умеем. Умываться, гигиенические процедуры по-своему выполняет) вытирается полотенцем,я подаю,а вот с одеждой сложнее,не получается,руки еще крюки)))
просто хотелось усредненно узнать, совсем отстали или нет))
Марина,перестань,каждый ребенок индивидуален) с нами девочка гуляет,так вот она в 1,6 все цвета знала и прочее,сейчас ей 2,3 так она стихи рассказывает,да непростые! моей 1.11 цвета путаем,песни поем по 2 слова,еще не запоминает,я не переживаю,все придет в свое время,всему наши детки научатся)
да вот у нас с речью и прочей соображалкой все отлично, как у той девочки, а вот в физическом плане - лентяйка))
ну с соображалкой и у нас отлично,просто стараюсь ее не нагружать,мы итак много знаем,что не надо бы еще))) кстати,у нас стала речь ломаться,думаю,что словарь слов пополняется,месяца 2 назад лучше и понятнее говорила,а сейчас тараторит так,что даже я ее не всегда понимаю,не говоря уж про других,у вас так было?
кстати,мы успешно умеем раздеваться,скорость света просто,мы нудисты :LAUGHING: ест хорошо сама,любит вилкой,но не даю,боюсь,как бы не ткнула себе в глаз
Полезная статья. У моего вот от его осознанных потребностей все зависит. Больше всего пить любит, то есть быстрее всего освоил самостоятельное питье. Есть тоже любит, вот ковыряется и нас кормит. А вот одеваться ему не надо, он и не учится, носки только снимает, да обувь расстегивает. А на горшок просится редко, сами только сажаем.
а я переживала,что мой сын ложку в год неправильно держит,точнее плохо понимает для чего она (просто однажды невролог мне вопрос задал: "ложкой ест?"). Берёт её за другой конец и тычет в тарелку,а надоест-выбросит :LAUGHING:
прежде всего ребенка нужно приучить самостоятельно чистить зубы и умываться
В каком возрасте? в 3-4 года ребенок все равно сам не прочистит нормально зубы и налицо для вида побрызгает водичкой. Даю сыну щетку, а потом сама дочищаю или наоборот, главное в этом возрасте привычку закрепить, кмк
моя с 3,6 сама чистит и умывается..я слежу-если меня что-то не устроило-помогаю).
Катюш, мой хитрован не будет чистить, мы люди творческие, нам птички в окне интересней чистки зубов....доча мелкая лучше зубки чистит, она прямо охотится за щетками, скоро на потолок прибивать все будем)
я вот тоже о привычке подумала и в 1,5 года дала почистить зубы с детской пастой, ибо пустую щетку он со скандалом выкидывал (мама же чего-то на нее кладет!) Теперь 2 раза в день чистим (давала б чаще - чистил бы чаще), но он пасту ест! сплёвывать-то еще не понимает как, да и вкусная она, зараза! написано, с 2-х лет. и не написано, можно ли ее есть. Понятно, что я еле-еле пастой до щетки дотрагиваюсь, но все равно наверное это не гуд...
не,моя не ест,она даже после того,как почистит зубы,рот полощет))).
А как вы научили в полтора годика рот полоскать?? Мы чистим зубы с удовольствием, пасту покупала с рождения которая, ушастый нянь. После того как почистит, мокрым пальцем прохожусь ему по зубам, стираю пасту. Но все равно конечно съедает какую то часть
поспорю....мои с 4 лет чистят зубы без надзора на отлично.)
Елена, у Вас не могло быть иначе
зато убирают за собой из под палки(
у нас с этим тоже напряг)) "Ну мам, ну мне скуууучно убирать игрушки", даже типа собранный и выброшенный пакет с игрушками не мотивирует.. ЖАТО мы вумные, хитрые и сообразительные)))))
мне говорит"мам,ну ты мне можешь мне помочь убрать игрушки"?)))
итог-она положит парочку,остальное я)))
знакомо))) у нас пока на затесте способ совместной уборки -мелкий собирает, приносит и я ставлю на место - помогаю ему убирать) надоест, придется еще что-то выдумывать...) малипуська тоже начала включаться, через год-другой будем убирать втроем)
я тут на днях демонстративно при уборке швырнула в пакет кена,барби и горстку лего.Как бы невзначай вышла из комнаты,захожу игрушки убраны и кен из пакета исчез,но думаю на долго такой мотивации не хватит
А у меня сынуля обожает чистить зубы с 3-х лет, с 4-х без моего контроля, пасту никогда не глотал, всегда отлично полоскал и выплевывал, потому что я сказала проглотишь это очень вредный яд. Чистим Дракошей, на вкус приятная паста, но все таки не глотал. Ходили к стоматологу недавно (нам уже 6 лет) сказала ни одной дырки(кариеса) нет и нужно чистить уже более взрослой пастой со средней жесткости щетиной. Может кто знает какая паста хорошая для такого возраста?
любая по возрасту.Главное,чтобы качество гигиены было хорошее,если гигиена плохая,то никакая крутая паста не панацея.
Это да, на этой написано до 8 лет, наверное ей пока и будет чистить.