«Я занимаюсь тем, что вытаскиваю детей из образовательной депрессии», – говорит о своей методике доктор психологических наук Александр Лобок
Александр Лобок, кандидат философских наук, доктор психологических наук: «Для меня пространство сегодняшнего мира – с планшетами, интернетом, видеорядом – это роскошная среда, которую я могу побеждать»
– Неуспевающие дети – они существуют? Или на самом деле двоечники – это дети со своей образовательной траекторией, не похожие на своих одноклассников?
– Успеваемость происходит от слова «успевать». Успевание – это скорость. Успевающий ученик успевает освоить заданное учителем и уложиться в назначенный срок. Многие талантливые люди были неуспевающими учениками. Альберт Эйштейн плохо учился в школе. Андрей Дмитриевич Сахаров был, как известно, тугодумом, и все делал медленно. Это не значит, что всякий неуспевающий ребенок – будущий Эйнштейн или Сахаров. Но тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом – часто бывает очень глубоким ребенком. А теперь представим: этот глубокий ребенок попадает в класс к учителю, для которого успевание – это и есть скорость. Такой учитель начинает нервничать из-за того, что ребенок не успевает. Из-за этого ученик испытывает двойной стресс. Хуже всего, когда нервничать из-за успеваемости ребенка начинают родители. Ребенок – существо интонационное. Ребенок по отношению к родителями – это мощное эмоциональное зеркало. Он воспринимает и усиливает все микро-детали, которые считывает со своих родителей. И мыслит при этом отнюдь не так, как мы думаем. Когда родители нервничают из-за детской неуспеваемости, у ребенка усиливается ощущение, что он – неполноценный, что он – хуже других. Он это видит во взглядах взрослых. Ему могут говорить: все замечательно, все хорошо, мы с тобой, мы в тебя верим. Но родители говорят это с такой интонацией, что ребенок видит: это – неправда! А вранье он чувствует сразу.
Есть такая проблема в педагогике – инфантильные дети (как бы странно ни звучало словосочетание «инфантильный ребенок»). Такой ребенок никогда не берется за сложные задачи. В такой ситуации он стремятся спрятаться и сказать: ой, мне это вовсе не интересно! Сейчас я занимаюсь в детском саду с подготовительной группой.
И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.
– Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…
– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.
Ребенок — это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг — это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг — это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, — значит, они не доверяют своему ребенку.
Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.
– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?
– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?
Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.
Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?
– Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?
– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.
Подчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».
Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.
А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…
У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением — вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?
– «Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»
– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.
И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.
– Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?
– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.
Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.
– А может быть, дети не хотят учиться читать по другой причине? Они перестали воспринимать книги и чтение, живя в визуальном мире, среди компьютерных игр? Может быть, их уже нельзя увлечь чтением?
– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.
– Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?
– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…
– Иногда мне хочется плакать…
— Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!
– Иногда мне хочется слушать музыку.
– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.
Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.
Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.
То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.
– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…
– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.
– Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?
– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.
За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.
Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.
Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.
Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?
– Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?
– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…
– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?
– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.
– Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…
– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.
Источник ht*tps://www.miloserdie.ru/article/rebenok-ploho-uchitsya-chto-delat-nuzhno-radov...
Комментарии
Одно дело родители. Большинство конечно занимаются, подготавливают и все получается. А что если будущие учителя не верят в способности 6-ти летнего ребенка, когда он идет на подготовку в школу раннего развития и ему заранее внушают что он будет плохим, не сможет, не справиться со школьной программой в 1 классе, что он хуже других. Как быть этому ребенку? Когда учитель явно выделяет и подчеркивает не способность ребенка к учебе? Почему? При чем еще неизвестно как ребенок будет учиться.
Как быть когда вам говорят при первом посещении ШРР, что если ваш ребенок не высидит за партой самый первый урок от и до в школе раннего развития, то он будет учиться на 2. Самый первый урок подготовки в ШРР. Это вообще нормально?
искать другую школу и другого педагога...
Написать легко, искать другую школу, а если это единственная школа в шаговой доступности, а другие учителя прямо бросились искать потенциал именно в моем ребенке, всем нужны беспроблемные дети отличники и никто не горит желание брать других.
Нина, ты как в воду глядишь. Действительно школа одна в шаговой доступности. Но учителя выживают ребенка во главе с завучем начальных классов. И все из-за того, что он в свои 6 лет сидит не полный урок, то есть не может высидеть до конца, на перемене в ШРР бегал с остальными детьми. Нам заявили четко что перемена нужна не для того что бы бегать, а для того что бы сложить свои принадлежности в рюкзак. мы были всего на трех занятиях. Ну еще много камней про которые не хочется здесь писать. Вот например, все пошли на музыку собрали свои рюкзаки, а мой может оставить рюкзак и побежать вперед, а не за руку с учителем и не в стою как все. Я спрашиваю где рюкзак, он говорит там в классе оставил и вот все уже ушли, а он идет в класс, собирает рюкзак. А учителя во главе с завучем начинают, вот он такой сякой не мазаный, в плоть до того что вообще не сможет учиться, а только на двойки. И так все три занятия мне долдычили после.
Кстати, нам давали намеки: А может быть вы школу смените? Но, блин вообще не удобно водить далеко. У нас дом и школа 3 минуты ходьбы, не хотелось бы.
А вы по месту прописки пошли?
Да, по месту прописки, школа очень рядом.
и оттуда гонят????
а как же обязательность общего образования?
В смысле и оттуда гонят???
А ну я поняла смысл Кристи и оттуда гонят??? Да, в местной школе гонят в какую нибудь другую что бы пошли, не хотят что бы ребенок пошел в эту по месту жительства.
да, это меня удивляет и пугает.
И ведь ребенок еще не пошел в первый класс, еще год до школы и неизвестно как он будет учиться и такие не утешительные прогнозы учителей заранее, после 3-х занятий в ШРР при местной школе???
шлите таких учителей лесом. и не главное не забивайте голову себе переживаниями.
ребенок этого слышать не должен. менять учителя - самый верный вариант.
Белая Мышь, с удовольствием сменили бы учителя и школу. Стараюсь не забивать голову, но еще все впереди.
тогда наберитесь наглости и напомните учителю, за что он получает деньги. никто не обещал ему полный класс отличников. при психологическом давлении на ребенка и на вас и при занижении оценок не бойтесь писать жалобы в министерство образования и требовать проведения служебных проверок. постарайтесь найти контакт с директором, если учитель не в адеквате. все это и намного хуже нам удалось наблюдать и на своем опыте. когда учитель прямым текстом на родительском собрании говорит, что образование детей это проблема родителей - у меня, как у бюджетника с белой зарплатой, возникает вопрос - какого .... я плачу налоги? если в больнице не лечат, а в школе не учат? я зв те же 20 тыщ пашу как сумасшедшая и я же должна образовывать своего ребенкая? а в школу он ходит чтобы невкусного супа поесть? у нас вопрос решился переездом. но вы должны защитить своего ребенка - просто потому что больше некому.
Спасибо большое за поддержку. Действительно, больше некому его защитить, никто не поможет ему кроме меня самой. Конечно, я прекрасно понимаю что скорая учеба в школе превратиться "битву" с учителями,и как бы мне этого не хотелось, но к сожалению деваться некуда. Но как бы то не было, образование обязательное и нам придется пройти этот не легкий путь. И еще к слову, вспомнила один случай. Во времена моей учебы в институте у нас училась одна девушка и педагог занизила ей оценку, хотя отвечала она на твердую 4, а возможно даже на 5. И после вопроса: А почему вы поставили мне 3, учительница твердо ответила: А потому что ты мне не нравишься! Поэтому я в нашей жизни уже ничему не удивляюсь.
я сама (прилично лет назад))) училась в педагогическом университете. из всего потока своего курса - это примерно 100 потенциальных учителей я бы не хотела попасть ни к кому. больше половины были девицы "нетяжелого" поведения, которые на вручение дипломов пришли с большими беременными животами. их цель была - выйти замуж в городе, сами они были приезжими из районов. все пять лет обучения они шли к этой цели всеми доступными средствами. Слава Богу в учителя пошли далеко не все. что уж говорить, если я проходила педагогическую практику в школе где была абсолютно сумасшедшая директриса. я ни капли не преувеличиваю. она бросалась стульями когда злилась и каждый раз когда видела нас - студенток-практиканток - выгоняла нас из школы, крича что мы посторонние. после практики по большому секрету завкафедрой рассказал, что она училась у него заочно с постоянными хвостами по всем предметам и диплом ей выдали только после ее обещания, что она никогда не будет работать в школк. так что случайных людей там много, как много и просто не желающих работать непрофессионалов.
А еще был случай, после 3-го занятия в этой школе. Я была личным свидетелем, одна девочка с которой мой сын ходит в детский сад (одногрупница) попала с ним в класс и хотела ему помочь собрать ранец, что бы побыстрее получилось. В классе детей никого не было. Только я, завуч, учительница, ну и эта девочка забежала, потому что нам было идти по пути и ее мама нас ждала около школы. Та вот, учительница строгим тоном приказала не помогать и выйти вон из класса этой девочке! Тогда она заплакала и все равно не уходила и они вместе собирали ранец. Учительница подошла к этой девочки схватила ее и потащила к выходу, она начала сопротивляться и упала на пол, ибо та хотела ее приподнять и вынести на руках. Девочка лежала на полу и дико кричала, тогда она взяла ее за УХО! и повела вон из класса по коридору. Я может быть допустила ошибку в том, что не записала это все на телефон и маме девочки не сказала. Мы быстро разбежались. а вечером мама этой девочки позвонила мне, мы часто созваниваемся, так вот она сказала что ее дочка почему-то жалуется на ухо и ей больно поворачивать голову, причину не говорит. Вобщем девочка ничего не рассказала маме, а просто плакала весь вечер. И еще что меня поразило, то что завуч начальных классов сидела и никак не отреагировала, а тупо смотрела в одну точку.
блин, как девочку жалко... я б не молчала!
т.е. если кратко, вы, видя жестокое обращение с ребенком, промолчали? Не сказав ни единого слова ни учителю, ни её маме, хотя с последней не один раз вы контактировали после этого случая? Если честно, меня больше это поражает. Почему нельзя сделать замечание учителю, без всяких записей на телефон? Не хотите портить отношения с учителем из-за чужого ребенка? А если в следующий раз на месте девочки окажется ваш?
P.S. Поведение учителя не одобряю.
вот молчать действительно не стоит. поэтому учителя и позволяют себе такое поведение -от вседозволенности стираются моральные ограничения.
Я потом сказала, когда она мне позвонила и сказала что ее дочка жалуется на боль в шее и ухе, а сразу мы быстро разбежались, я не успела.
Я маме сказала после того как она позвонила мне вечером.
Я сама в шоке была ничего не успела сразу сказать.
думаю,что это продолжалось на 5 секунд...,чтобы Вы не успели правильно среагировать...
Как вы такое могли оставить без внимания!!!да я бы сама на эту учительницу набросилась,и маме девочки надо было все рассказать...я бы после этого ни за что не отдала ребенка к такому учителю,она будет издеваться над вами все 4 года!!!что больше нет другого,у вас только один первый класс набирают?
Вроде бы 3 класса набирают, но пока известно про 2.
и Вы не вмешались?Кошмар какой...
Я вчера встретилась с хамством врача, но от наглости опешила и ничего не сказала. Наверно от характера и настроения зависит.
Я бы порвала на британский флаг тут же и мне все равно, что даже не права буду!!!!!
бежать без оглядки от таких "учителей"...и молчать конечно не надо было
А что за школа с такими "хорошими" учителями?Очень многие дети учатся в школах далеко от дома.Потому что ,отдают именно к учителю.Чтобы ребенка "не затравливали".Если бы на моего ребенка мне столько всего наговорили,я ушла бы из этой школы.Это только шрр,и устроила им бы "сладкую" жизнь с проверочками.
Найти "своего" учителя не так-то просто. Здесь на ПМ найти школу про нужную школу не просто, не то что конкретного учителя. И не факт, что у других складываются отношения с этим педагогом, значит, они сложатся и у нас.
Начала читать, но засыпаю
. Заголовок интересный - завтра дочитаю )))
Вы наверное будете все в шоке, но после того как я маме этой сказала, она не побежала разбираться с учителем и до сих пор водит в ШРР при этой школе свою девочку. Хотела бы я посмотреть на тех кто поставил минусы, как они набросились бы на учительницу, или порвали ее на британскиий флаг, смешно. Вот хорошо сидеть и писать, а многие еще бы и подхалимничали. Но вот я решила не водить ребенка и ушла из ШРР с ним.
Правильно сделали,что ушли,нервы ваши и ребенка дороже,если уже сейчас началось такое,то потом еще хуже будет,найдите школу,где к вашему ребенку будут относиться нормально,а родители все разные,я бы не смолчала,устроила разборки,дошла бы до завуча...если это касается моих детей,то молчать точно не буду!!!
Да и на родительских собраниях все молчат в основном и соглашаются, а потом выходят за порог и начинают возмущаться, вот в глаза никто не с кажет что не согласны.
Если все молчат и за спиной только возмущаются, значит все всех устраивает.
Так вот именно что не устраивает, а потом еще по-тихому бегут в Министерство образования и жалуются на поборы, неужели сразу нельзя сказать на собрании (обсудить)? Потому что не хотят портить отношение с педагогами, вот анонимно и жалуются они. А по поводу того что я не хочу портить отношения, они итак уже испорчены и мне все равно. Да, не успела я сделать замечание, в шоке была и потом долго еще в нем прибывала.
Вот она сила маминой любви,!!!