Психическое развитие ребенка с 2 до 3 лет

Главный вопрос, на который ребенок должен получить ответ в этом возрасте : «Могу ли я управлять собственным поведением?» Психические задачи данного этапа связаны с формированием чувства автономии или стыда и сомнения.

На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку право делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Проявляется самостоятельность.

Если близкие проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно ругают ребенка за мокрую постель, испачканные штаны, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и своим окружением.

Конструктивное поведение родителей на этой стадии проявляется в твердом убеждении ребенка в его силах и возможностях.

Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.