Как избежать логопеда?

Залог правильной речи - родительское внимание

Надежда Сергеевна Жукова - известный логопед, кандидат педагогических наук, около 40 лет своей жизни посвятившая исправлению дефектов речи у детей. Ей принадлежит несколько научных работ, также она является соавтором популярного среди студентов педагогических вузов учебника «Логопедия» и учебных пособий «Букварь», «Я говорю правильно! От первых уроков устной речи к «Букварю», «Я пишу правильно! От «Букваря» к умению красиво и грамотно писать» и «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи». Надежда Сергеевна является приверженцем классической педагогики, и в своих книгах ею были использованы как исследования известных логопедов, так и разработанные лично ею оригинальные методики, проверенные временем.

- Вы с коллегами разработали определение показаний к приему детей в логопедические группы. Каковы они?

- Для приема детей в специальные сады показания должны быть очень серьезными. Справиться с подобными дефектами речи может помочь только врач. Лечение предполагает длительные занятия. Сначала мы давали малышам 4 месяца для исправления дефекта. Но за это время почти никто из них не справлялся, поэтому мы увеличили срок до полугода. А сейчас, насколько мне известно, Институт коррекционной педагогики продлил его до года. Дело в том, что нарушение речи как изолированный дефект бывает редко. Оно часто сочетается или даже происходит от задержки не столько речевого, сколько психического развития. Для того чтобы понять, насколько серьезны у малыша проблемы с речью, прежде всего, нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику по месту жительства. После обследования и консультаций с педиатром, невропатологом логопед рекомендует, в какую группу детского сада его определить. Конечно, есть детские сады, в которых занимаются малыши с четко выраженными задержками речевого развития, но сейчас о них мы говорить не будем. В обычном же логопедическом детском саду существует несколько профилей. Есть группы общего недоразвития речи (ОНР), группы заикающихся и группы так называемого фонетико-фонематического недоразвития.

ОНР - это аграмматизм, при котором ребенок не может правильно согласовывать слова, строить предложения. За этим почти всегда кроется задержка в умственном развитии. Увы, логопеды почти никогда не могут с уверенностью сказать, что это - задержка или необратимый процесс. Определение «фонетико-фонематическое недоразвитие» принадлежит Институту дефектологии и психологии. При этом дефекте речи у ребенка нарушена фонетическая сторона произношения звуков: он располагает небольшим словарным запасом, делает большое количество ошибок при чтении и письме, переставляет слоги.

- Какие методики вам принадлежат?

- Я занималась процессом развития речи у детей с нарушениями ее в сравнении с нормой. Законы и нормы речи мы знаем. Их разрабатывали не логопеды и не психологи, а русисты, преподаватели русского языка. В частности, был такой очень известный исследователь русской грамматики Гвоздев. Он написал работу «Вопросы развития детской речи», где подробнейшим образом исследовано, как развивается фонетика, какие ребенок сначала строит предложения, когда он начинает употреблять причастия… То есть весь процесс от нуля до поступления в школу. Наработки этого ученого я использовала в моих учебных пособиях.

- Скажите, на сегодняшний день действительно стало больше детей с дефектами речи? Почему?

- На этот вопрос пусть нам ответит медицина, так как именно она должна следить за детским здоровьем. Речь - это проявление психических процессов, лежащее на поверхности. Логопед - педагог русского языка, а не врач. Его задача - на основании врачебного диагноза подобрать для ребенка методику, которая поможет научить его правильно говорить. Обычно наши доктора ставили диагноз - органическое поражение центральной нервной системы - и пытались найти причину, которая могла заключаться в чем угодно: и в неблагоприятной наследственности, и в полученных травмах и так далее. К сожалению, сегодня доктора в поликлиниках почти не проявляют инициативы в этом направлении, и это серьезная проблема.

Еще один фактор - все увеличивающееся количество неполных или неблагополучных семей. Дети в них, как правило, испытывают дефицит внимания со стороны родителей, что прямо влияет на появление речевых дефектов, поскольку они являются проявлением в том числе и психологических травм. На моих глазах распространение мелких дефектов речи приобретает катастрофический характер. Все чаще встречается ротоцизм, при котором человек не выговаривает букву «р», то же касается и звука «л». Большое распространение получила тахилалия - дефект, при котором малыш слишком быстро произносит слова, так называемая пулеметная речь.

- Когда проявляются проблемы с речью?

- В 3-4 года. И возникают по психологическим причинам или оттого, что родители не уделяют занятиям с детьми достаточно времени.

- Как этого избежать?

- Нужно выполнять с ребенком развивающие упражнения. Но, если в процессе обнаруживаются проблемы, следует обратиться к логопеду. В моей книге много упражнений, которые родители могут выполнять с ребенком самостоятельно. Кроме того, там есть таблица с показателями нормального развития речи ребенка в возрасте от 1 года до 6 лет. Если у мамы или папы есть сомнения в том, что их малыш говорит правильно, они могут протестировать его речь с помощью простых упражнений. Для начала нужно попробовать вызвать подражательные звуки, непривычные для нормальной речи. Например, попросить ребенка пошипеть, как змея: ш-ш-ш. Если ничего не получилось и в дальнейшем не получается, то нужно идти к логопеду.

Я бы хотела подчеркнуть, что не следует форсировать речевое развитие малыша. Не нужно требовать от него постоянно произносить все звуки правильно. Пусть до 3-4 лет говорит так, как ему нравится, если вам понятно, «о чем это он». Допустим: «Я не пойдю сегодня гуять, потому сто там идет дозик». Ведь все понятно? То есть на раннем этапе формирования речи важно следить не за произношением, а за логикой построения слов и предложений.

- А бывают наследственные речевые нарушения?

- Существует теория, что у некоторых дефектов речи есть генетические причины. Допустим, если поколение семьи говорило на китайском или эстонском языке, то у младенца будет тяга к фонетике того языка, которым пользовались его предки. Заикание, например, как правило, передается по наследству. Но истинную причину устанавливают врачи. Они выделяют два типа заикания - неврозоподобное и органическое. Последнее встречается часто. Одна из обязанностей логопеда - выяснить, был ли у кого-нибудь в семье этот дефект речи.

- Всегда ли может помочь логопед при нарушениях речи?

- Не всегда. Если нарушение речи серьезное, заикание например, то с ребенком должен также работать психолог и невропатолог.

- Можно ли по возрастам крохи назвать самые важные периоды для становления речи? Чем они характерны и важны для ее развития?

- Самый ранний этап - формирование речи, когда ребенку 1-1,5 года, он учится ее понимать. Пробует произносить отдельные слоги и слова, но еще не говорит предложениями. Мы учим: покажи маму, покажи папу, покажи то, чем ты будешь кушать, покажи то, на чем ты сидишь. Нужно при этом говорить четко и ясно. В этот период также очень полезно заниматься звукоподражательными упражнениями: почирикай, как птичка, а как она поет - пи-пи-пи, а как машина гудит - у-у-у, а лошадка как бежит - щелкает язычком, а бычок идет - о-о-о. Чем больше набор звуков, бессмысленных слогов, тем лучше.

Второй важный этап начинается, когда у ребенка уже сформировалась фразовая речь, то есть в возрасте 1-3 лет. В этот период происходит исправление звуков. На третьем этапе (3-6 лет) в речи малыша появляются причастия, он усваивает морфологическую систему языка. На этом этапе ребенок учится писать, и нужно обращать внимание на то, не путает ли он буквы, то есть, нет ли у него дисграфии.

- Некоторые родители стараются отдавать даже детей без проблем с речью в логопедические группы, правильно ли они поступают?

- Знаете, чем привлекательна такая группа? Наполняемостью. Если в обычной раньше было 25 человек, то в логопедической - 15, не больше. Многие родители по понятным причинам предпочитают малочисленные группы, ведь в них ребенку достается больше внимания.

- Как выбрать хорошего логопеда?

- Хороший специалист перед вами или нет - можно понять, только когда он начнет занятия с ребенком. Бывают недобросовестные логопеды, которые больше заинтересованы в получении прибыли, а не в результате. Такие «специалисты» могут растянуть свою работу на целый год. Следует также быть осторожными с логопедами, которые не пускают к себе на занятия родителей, а ведь им необходимо видеть его работу, чтобы правильно выполнять упражнения с детьми дома.

- Как вы относитесь к тому, что родители сами пытаются исправить речь ребенка с помощью логопедических пособий?

- На раннем этапе развития речи родители могут самостоятельно заниматься с детьми, если они используют при этом хорошие пособия. Но в случае, если дефект запущенный, следует обратиться к логопеду.

- Массаж языка - при всех ли видах логопедических проблем это следует делать?

- По моему мнению, массаж органов артикуляции следует делать только при очень тяжелых расстройствах речи. И выполнять его должен медицинский работник, потому что он, в отличие от логопеда, располагает необходимыми познаниями в анатомии. Перед тем, как назначить курс массажа, логопед обязательно направит малыша к невропатологу, чтобы тот вынес свое заключение о том, насколько это необходимо.

- Можете назвать самые распространенные ошибки родителей, из-за которых могут быть проблемы у ребенка в развитии речи?

- Основываясь на своей многолетней практике работы с детьми, могу сказать, что единственный вред, который родитель может причинить ребенку - это отсутствие внимания и заботы. Не следует приучать малыша учиться исключительно играя. Чтобы процесс обучения шел на пользу, следует прививать ребенку серьезное отношение к получению и освоению знаний.

- А конфликты в семье могут влиять на расстройство речь?

- Безусловно. Например, напряженные отношения между родственниками могут «вызвать» появление заикания, потому что это - невроз. Более того, если ребенок запущен, им никто не интересуется и с ним никто не занимается, то у него могут возникнуть трудности с правильным произношением звуков.

- До какого возраста имеет смысл заниматься логопеду с ребенком?

- Это зависит от дефекта и от малыша. Например, заикание подразумевает длительный процесс лечения. Нельзя сказать, что этот дефект на всю жизнь, но к нему нужно относиться серьезно. Вообще, к логопеду обратиться никогда не поздно, но проблема в том, что, чем взрослее человек, тем меньше он готов работать над речью. Кому захочется бесконечно повторять упражнения, читать стихи, постоянно думать о проблемном звуке? Это сложно для взрослого - большая работа для мозга и нервной системы. А навыки ребенка еще не сложились, поэтому проблемы детей быстрее решаются.

- Какова должна быть частота занятий с логопедом?

- Раньше, когда я работала в поликлинике, 2 раза в неделю считалось необходимым минимумом. В детском саду сегодня занимаются по 10-15 минут в день в отсутствие родителей… Поэтому и держат детей в логопедических группах целый год. Мы создавали логопедические сады, но мы не создавали учебные программы, их принесли психологи. Именно они ввели групповые занятия. Я считаю, что логопед должен заниматься с ребенком индивидуально и привлекать к совместной работе не воспитателей, а родителей малыша. Если через год улучшения не наступает, нужно сменить логопеда.

Источник: сайт «Няня.Ру»

Комментарии

Махина аватар
Махина Виртуоз общения Offline Пнд, 24.11.2014 - 23:43 #

очень интересная информация.