Методика Монтессори и упражнения по ней

В последнее время занятия по методике Марии Монтессори, итальянского педагога-новатора, жившей в первой половине XX столетия, получают все более широкое распространение. Открываются новые группы, работающие в рамках этого педагогического направления, и происходит это не случайно - ведь метод выдержал проверку временем, и многие родители, видя результаты развития своих детей в среде Монтессори, становятся его приверженцами.

Несомненно, подкупает и основная черта методики - безграничная вера в уникальность и неповторимость каждого ребенка, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира. Поэтому Монтессори-учитель - а именно так называют педагога, работающего в рамках этого метода, - дает возможность малышу познавать мир в своем собственном темпе, самому выбирать те или иные материалы для работы.

А поле для деятельности у ребенка в группе Монтессори огромно! Для этого создана так называемая подготовленная среда, помогающая малышу систематизировать свои знания о мире через взаимодействие с материалами, находящимися в пяти зонах развития: упражнения практической жизни, сенсорная, языковая, математическая зоны, а также область космического, или естественнонаучного, воспитания.

Конечно, не у всех и не всегда есть возможность отдать своего малыша в детский садик Монтессори. Но ведь создать подготовленную среду дома тоже возможно! Помните, что значительную часть своей жизни ребенок проводит в семье, и никакое педагогическое воздействие не переборет ее влияния!

Что же необходимо для того, чтобы создать подготовленную среду в домашних условиях? Прежде всего, мебель в комнате малыша должна быть легкой и соответствовать его росту. Понадобятся стол и стульчик, которые малыш сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую можно поставить материалы для работы.

Ведь малыш чувствует себя в нашем взрослом мире как лилипут в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, являются совершенно недоступными для него.
Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца - все это желательно разместить на высоте роста ребенка, но и уголок, где будут лежать маленькие губка, тряпка для вытирания пыли, веник и совок. Не бойтесь доверять ребенку домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу. Также почти в каждом доме есть растения и животные, за которыми нужно ухаживать, и ребенок вполне сможет справиться с этой задачей.Да, полный комплект материалов Монтессори занимает значительное пространство и требует внушительных материальных затрат - это под силу специализированному детскому саду или центру.

Мы же рекомендуем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома,
которые потребуют минимальных денежных вложений и приготовлений. Однако для
успеха дела все же стоит соблюдать некоторые правила.

• Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, тем самым приучая ребенка к порядку.
• Во время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений - дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.
• Будьте терпеливы - то, что кажется легким для вас, не обязательно так же тривиально для 3-летнего ребенка.
• Нельзя забывать, что основная роль Монтессори-учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!». Потерпите, дайте возможность ребенку доделать упражнение. Ведь основным девизом методики Монтессори является фраза «Помоги мне сделать это самому!».
• Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы, продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время. Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материал на место.
• Мы вовсе не советуем превращать домашние занятия в ежедневную рутинную процедуру! Если у вас или у малыша нет настроения, лучше отложить упражнения до следующего дня. Ведь время занятий - это время единения с ребенком, и вы оба должны получать настоящее удовольствие от общения!

Пересыпание риса (от 2,5 до 5 лет)

Цели упражнения: развитие мускульной координации, умение аккуратно пересыпать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах. Вам понадобится: небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.

Презентация: покажите все предметы на столе и назовите их и действия с ними («стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д.);одной рукой возьмите кувшин за ручку, а другой - стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; теперь пусть ребенок работает сам. Когда малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому налить себе молока или сока из кувшина в стакан.

«Найди крышечку по размеру» (от 2 до 4 лет)

Цели упражнения: развитие зрительной и моторной координации. Вам понадобится: 4-6 бутылочек или банок разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшом контейнере).

Презентация: расставьте бутылочки на столе перед ребенком; медленно снимите крышки и закрутите обратно; сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки и дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам.

Коробочка с образцами тканей (от 2,5 до 5 лет)

Цели упражнения: развитие и утончение тактильных ощущений. Вам понадобится: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.).

Презентация: покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

«Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет)

Цели упражнения: знакомство с предметами различной формы, развитие тактильных ощущений. Вам понадобится: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.).

Презентация: завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву «л», можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.). Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори. Важно, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!

Автор: Евгения Ткачева
Источник: журнал «Счастливый ребенок»