Что означает непослушание
В раннем возрасте ребенок может испытывать удовольствие, поступая наперекор матери. Близкая, но все-таки примитивная связь младенца с матерью подразумевает любовь, которая включает в себя не только взаимное удовольствие, но и конфликты. Иногда ребенок специально не слушается мать. Время от времени дети хотят сделать больно и ощутить боль, потому что чувствуют ее как самое сильное проявление близости с любимым человеком. То же можно наблюдать и в отношениях между взрослыми. Недаром существуют пословицы «Кто кого любит, тот того и чубит» или «Милые бранятся, только тешатся».
Однако не всякий подобный поступок ребенка — проявление его любви. Если мама говорит «нет», а малышу очень хочется, если мама уходит или не хочет с ним поиграть, если она не может выполнить его желаний — все это вызывает обиду и негодование. Малыш может выразить их через полное неприятие маминых запретов или просьб. Это относится даже к ситуациям, касающимся безопасности ребенка. Позже, когда малыш начинает ощущать, что мама ему снова нужна, собственные поступки переполняют его разочарованием и сожалением. Может также появиться страх, что мама сделает ему то, что он делал или желал ей.
Не реагируйте гневом на непослушание ребенка. Пока мать остается для малыша главным человеком в жизни, он видит, что все его мстительные и злобные желания не осуществляются, и мама любит его несмотря ни на что. Если вы спокойно (хотя бы внешне) реагируете на подобные «проявления любви» своего чада, то вскоре заметите, что ваш малыш перестанет выражать свою любовь к вам таким способом.
Конечно, ребенок по-прежнему будет чувствовать злость и разочарование оттого, что вы его «обидели», но станет сдерживать эмоции, как это делаете вы. Малыш как бы говорит себе: «Я сержусь на тебя, но не перестану тебя любить и не хочу сделать тебе больно».
Пока ребенок научится вести себя подобным образом, пройдет немало времени. Это трудный и медленный процесс, который зависит от множества факторов, но самый важный среди них — ваша связь с ребенком.
Отец — это не «вторая мама»
Если отец и мать поровну делят заботу о ребенке дошкольного возраста и при этом не различают материнские и отцовские функции, это может неблагоприятно сказаться на развитии ребенка.
Чаще всего у него бывает как бы «две мамы». Отец, который берет на себя функции матери, получает от ребенка и соответствующую любовь. В то же время малыш лишается возможности установить дополнительные контакты иного характера, чем связь с матерью. В будущем у него могут возникнуть проблемы в общении с другими людьми: он всегда будет стремиться занять место «ребенка», т. е. быть человеком, которому постоянно требуется чья-то забота. Если у малыша было «две мамы», а в более старшем возрасте он остается с одним из родителей, у него может возникнуть ощущение, что другой перестал его любить. Главная задача ребенка в этот период — научиться самостоятельно заботиться о себе. У оставшегося с мамой малыша проблем в овладении этими умениями обычно не возникает. Если ребенок находится в разлуке с матерью, приобретение подобных навыков может затормозиться.
«Двойная» материнская забота может плохо отразиться на развитии у ребенка способности заботиться о других людях.
Как уже говорилось, ребенок часто проявляет свою любовь к маме через непослушание, мстительные желания и злость. Малыш, у которого было «две мамы», может попеременно «любить одну и не любить другую»» Ребенок из семьи, где отцовские и материнские функции были правильно распределены или мама не слишком часто оставляла его на попечение «временных нянь», вынужден подавлять свои «неприятные» чувства — гнев, злость, месть, чтобы его любовь к маме была гармоничной.
Для малыша любить «двух мам» — значит ощущать недостаток их обеих. Из-за этого ребенок обычно переполнен неприятными эмоциями. Если у малыша было «две мамы», ему трудно преодолеть конфликт между любовью и нелюбовью. Как средства его разрешения может возникнуть искушение разделить «мам» на «хорошую» и «плохую». Тогда «хорошая мама» получает всю любовь малыша, а «плохой» достается вся «нелюбовь».
Еще одно предупреждение семьям, где функции родителей смешаны: ребенок, который испытывает подобные проблемы с родителями, чаще всего не считает их духовно близкими ему людьми и предпочитает общение вне семьи.
Источник: журнал «Мать и дитя», 2003 год