Мифы о ранней беременности

Аргументация многих педагогов, консультантов кризисных центров, “родителей со стажем” и т.п. относительно данной проблемы напоминает одну старую притчу.

Несколько человек пытались рассказать, как выглядит слон, лишь ощупав “объект исследования” в темноте. Один нащупал ногу слона и сказал: слон похож на колонну. Второй наткнулся на ухо и заявил, что слон похож на мягкую тряпку. Третий ухватился за хвост и утверждал, что слон похож на веревочку. Четвертый нащупал хобот и решил, что слон похож на пожарный шланг… и т.п.

Точно так же иной “эксперт” судит о проблемах подростковой беременности только на основании тех случаев, которые встречались только ему лично, да еще присовокупляя собственные “житейские” убеждения. А в психологии и психотерапии принята аргументация несколько иного плана - законы, а не понятия. И самая опасная особенность экспертных высказываний по той или иной проблеме - полуправда, которая, как говорят, хуже лжи. В дискуссии специалистов по ранней беременности есть много доводов, под которыми подписался бы и я. Но при этом есть много такого, с чем врач-психотерапевт поспорил бы, и не без оснований. В частности, потому, что в некоторых местах одни мифы заменяются другими.

Например: разговор о том, может или не может юная роженица быть “хорошей мамой”.

Одни говорят: “Ну что она может дать ребенку в свои 15 лет?..” А другие возражают: “Как минимум может дать грудное молоко. А если она родила в пятнадцать, то когда ребенку исполняется три года, и речь идет о воспитании, то и ей уже восемнадцать. Восемнадцатилетняя женщина вполне может быть матерью”.

Но собственно, что такое хорошая мама? В биологическом, извините, животном плане, если говорить только о грудном молоке и сухих подгузниках - да, возможно, и 13-летняя девочка станет хорошей мамой (собственно говоря, наши первобытные предки начинали рожать с приходом первых месячных). Но в плане воспитания современного человека мама должна прежде всего сама иметь психологическую и социальную зрелость! Да, это не всегда определяется паспортным возрастом. Бывает и так, что дама в 30 лет полностью инфантильна, а девочка в 17-18 уже трезво смотрит на жизнь. Но полное психологическое взросление 15-летней девочки - это скорее исключение, чем правило…

Кстати, недаром в развитых странах возраст совершеннолетия - не 18, а 21 год. А что касается выражения “когда ребенку исполняется три года, и речь идет о воспитании”, то позвольте напомнить, что в три года воспитывать ребенка нужно не начинать, а фактически заканчивать!

Есть и еще момент. Всем известны проблемы поздних детей, родившихся у пожилых родителей: этих детей затискивают, занянчивают, ограничивают в контактах, чтобы они чем-нибудь не заразились и т.п. А у юных (именно психологически юных!) родителей часто преобладает другая крайность: ребенок что-то хватает с пола - ну и что, ребенка забыли покормить - бывает, ребенок сунул пальцы в розетку - вылечится, и т.п. Хорошо, если такое поведение юной мамы обусловлено ее собственной беспечностью, тем, что она еще не научилась нести ответственность за себя и за ребенка. Хуже, если это закономерное следствие тяги подростка к экспериментам - в том числе и на собственном ребенке. А бывает и так, что подобное излишне беспечное поведение обусловлено бессознательными стремлениями… освободиться от ребенка.

Ведь на самом деле у ранней беременности есть не три выхода (аборт, рожать-оставлять или рожать-растить), а четыре: еще один - рожать, какое-то время растить, а потом - несчастный случай, маленький ребенок выпал из окна или захлебнулся в ванне… И если при аборте вправду бывает психотравма, при оставлении ребенка в роддоме - клеймо, при воспитании ребенка - попутные укоры и осуждения, то при таком исходе все откровенно жалеют молодую маму - так что как это ни цинично, иногда это самый простой выход… Уточняю, вовсе не идет речь о том, что маленькая мама сознательно становится убийцей! Просто в иных ситуациях она неосознанно создает повышенную вероятность этого (опять же потому, что не научилась еще отвечать за свои импульсивные подростковые поступки, или просто потому, что в глубине души ей этот ребенок надоел.) Конечно, такое происходит не сплошь и рядом, но увы, имеет место быть…

Что касается процесса воспитания будущего малыша, пришлось услышать и такой любопытный довод-миф: “Никогда в культуре вся ответственность за то, чтобы вырастить ребенка, всецело не возлагалась на одну только мать. Всегда рядом с ребенком - целое сообщество, и не столько муж-отец, сколько бабушки-дедушки, няньки-мамки-тетки, братья-сестры, соседи…”

Но простите, - сегодняшняя ситуация, особенно в городах, этого не предполагает. Мама у юной роженицы (как правило, дама лет 40) сама еще работает, бабушка есть не всегда, а тетушкам и тем более соседям редко когда есть дело до чужого ребенка. Да если и есть - не лучше, недаром же говорится, что у семи нянек дитя без глазу. И юридически за ребенка отвечает ТОЛЬКО его мать. И даже если все будет в порядке и бабушки и тетушки благополучно вырастят дитя 15-летней матери до 3-х лет, а дальше, мол, маме будет 18 и она сама справится - то опять же, личность ребенка в основном формируется до 3-х лет, и потом изменить что-то в его характере будет довольно трудно. Молодая мама получит фактически чужого ребенка, которого воспитывали другие люди, пусть и родные. И с этим психологически чужим ребенком ей предстоит жить всю жизнь. В этом плане не исключены дальнейшие конфликты именно из-за отсутствия взаимопонимания мамы и ребенка…

По поводу дальнейшей судьбы самой юной матери тоже существуют полярные мнения. Одно звучит так: “Но ведь ей же самой надо встать на ноги!.. Ее судьба рушится…”, а другое - “Если девочки рожают детей, берут их и находят минимальную поддержку, чтобы просто физически не умереть с голоду, - они более устойчиво и основательно “встают на ноги” в своей жизни.” И кто, скажите, прав?

Тут снова перепутаны причина и следствие. Если девочка забеременела - то во многом опять же оттого, что ее судьба УЖЕ в какой-то мере разрушена. Ей говорят, что нужно встать на ноги - но нередко это означает, что ее хотят поставить на ноги родители, причем на те ноги, на которые ОНИ считают нужным, и поставить туда, куда ИМ кажется целесообразным. Очень часто в практике психологов и перинатологов встречаются случаи, когда девочке, к примеру, чуть ли не велят поступать в институт, а она в принципе не хочет, или велят поступать туда, куда хотят родители, а не сама девочка. И беременность в этом случае опять является формой протеста.

Да, девочка с ребенком нередко становится более устойчивой в жизни (как все дети, чье детство не было полностью безоблачным). Но при этом так или иначе ее социальная карьера вполне может оказаться под вопросом. Скажем, даже если ей удастся получить специальность, она вполне может проиграть конкурс на высокооплачиваемую и престижную должность: некоторым работодателям не понравится, что у 25-летней, к примеру, кандидатки на место - 10-летний ребенок. Да, она профессионал в своей области, она может и умеет хорошо работать, но в силу тех же мифов ей могут сказать, что она безответственна и ненадежна, раз в свое время допустила такой промах, а то еще и приплетут общеизвестное “легкое поведение”…

…Вывод, если он нужен, таков: я вовсе не против ВСЕХ ранних беременностей и не ЗА них. Я против любой категоричности и любых стандартных решений в подобных вопросах! Обстоятельства настолько разные, что укладывать все ранние беременности в одно “прокрустово ложе” некорректно. В каждом отдельном случае принимать решение следует индивидуально: при подробном изучении ситуации, в том числе личностей беременной девочки, отца ее ребенка, ее родителей; ее семьи, здоровья, перспектив и т.п. Но это уже разговор не для заочного изложения!

Автор: Нарицын Н.Н., врач-психотерапевт