Жизнь грудного малыша наполнена впечатлениями и открытиями. В первый год жизни ребенок получает огромное количество информации. Поэтому не стоит перегружать его большим количеством дополнительных занятий. Если вы решили заниматься с малышом по кубикам Зайцева, постарайтесь подойти к этому разумно. Не превращайте жизнь крошки в обучение. Пусть кубики просто сопровождают его, будут одной из любимых игрушек, но не “школьным предметом”.
Не надо планировать специальные занятия. Просто держите несколько кубиков всегда под рукой и иногда показывайте малышу склад, кубик или слово.
Выполнять все нижеописанные советы и рекомендации необязательно. Это лишь варианты игр, которыми вы можете пользоваться, а не обязательная программа-минимум. Даже если вы хоть что-нибудь из этого будете делать, это поможет вам развить мышление и речь ребенка, а чуть позже - научить его читать.
Не надо ждать, что вот-вот что-то произойдет - ребенок начнет показывать склады или слова или даже читать вслух. Расслабьтесь и играйте. Не стремитесь понять, что ребенок понял, а что нет. Сейчас это не важно. Он, несомненно, все видит, все слышит, все постепенно запоминает. Но даже понять, что вы от него чего-то ждете или хотите, он сейчас не может. Просто двигайтесь дальше, а ваш малыш в определенный момент выдаст вам все, что вы в него вкладывали. И каждый сделает это по-своему: кто-то раньше, кто-то позже, кто-то с явным, нескрываемым восторгом, кто-то - тихо и спокойно, естественно, как будто никогда не было иначе и он читал всегда. Но это будет большая радость для вас обоих.
А если вы будете все время проверять малыша, настаивать на том, чтобы он продемонстрировал свои умения (особенно вредна демонстрация на людях), он будет сопротивляться, получит негативный опыт на почве обучения чтению и, может быть, надолго потеряет к этому интерес.
Начало
Начинать “занятия” по кубикам Зайцева можно еще до рождения ребенка. Или же сразу после. Но это, конечно, не занятия, а самое начало использования этой методики - вступление, первый аккорд. Первым делом подготовьте кубики и таблицу. Можете ее повесить, но пока не для малыша, а для себя - чтобы познакомится, привыкнуть. Послушайте кассету, которая прилагается к кубикам. Возможно, сначала вы будете обескуражены тем, что услышите. Это нормальная реакция серьезного взрослого человека. Но дети обожают подобную “абракадабру”, воспринимают ее, как забавные песенки. Как раз эти песенки и попевки, как правило, больше всего нравятся малышам. Прослушивая кассету, смотрите на таблицу, чтобы было проще запомнить “текст” песенок. Все песенки петь и запоминать необязательно! На кассете есть сложные для воспроизведения комбинации складов, которые используются в старшем дошкольном возрасте для отработки дикции, для тренировки артикуляционного аппарата.
Малыши, конечно, не смогут повторить такие упражнения. Поэтому выберите самые простые попевки - как бы иллюстрирующие каждый конкретный кубик - они называются “складовыми попевками”. Без ребенка потренируйтесь петь именно эти песенки и “алфавиты”. Когда у вас уже будет получаться, начните петь ребенку. Пойте складовые попевки и песенки алфавита, не показывая ребенку текст на таблице или кубике. Просто напевайте, когда одеваете ребенка на прогулку или возитесь с ним на полу. Можете петь “просто так”, сами для себя, когда будете мыть посуду или разбирать детские вещички. Малыш “краем уха” будет слышать попевки, привыкнет к ним и полюбит.
Зачем нужны попевки?
На всех кубиках склады расположены в одинаковом порядке. Вы можете убедиться в этом, рассмотрев таблицу, где как раз изображены кубики в “развернутом” виде - столбиками. Образец большого кубика - “ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВЫ-В”, маленького - “МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ”. А если вы возьмете пару кубиков одинакового размера, поставите рядом - “лицом” к себе тем складом, где есть “А”, то увидите, что наверху кубиков окажутся склады с “У”, справа с “Э”, слева с “О”, внизу с “Ы”, а сзади - вообще без гласной.
Когда ребенок запомнит попевки, он, даже если совсем забыл, где нужный склад, найдет его, пропевая и следя пальчиком по складам от начала кубика до конца (по таблице) или поворачивая сам кубик от одного склада к другому. Конечно, правильно попорачивать кубики могут только дети старшего дошкольного возраста и взрослые, а вот искать нужные склады на таблице малыши могут уже в два-три года. Кроме всего прочего, о чем только что говорилось, запоминание попевок поможет ребенку познакомиться со всеми возможными складами языка, разовьет память, фонематический и музыкальный слух.
"Кубик-погремушка"
Малышам первых месяцев жизни принято давать (а сначала просто показывать, для закрепления умения координировать слух и зрение) игрушки, издающие звук при встряхивании, а попросту - погремушки. Кроме обычных - традиционных погремушек, используйте в этой роли кубики Зайцева. Показывайте малышу кубик одной стороной, привлекайте его внимание, встряхивая кубик и издавая звук. Когда ребенок взглянул на кубик, назовите склад, который находится в поле зрения малыша. Следите за тем, чтобы кубик был всегда “повернут” лицом к ребенку. Можно играть столько раз в день, сколько ребенок просыпается, чтобы поесть и пообщаться. Можно - несколько раз за одно бодрствование, можно один раз в день, по настроению. Кубики нужно менять, только не очень часто, например, выбираете на день-два несколько кубиков, играете с ними, потом один-два кубика меняете на другие и еще день-другой смотрите, и так далее.
Общаясь с ребенком, вы заметите, что его взгляд стал более осмысленным, хорошо фиксируется на предметах, малыш начал следить глазами за движущейся погремушкой.
Пишем первые слова
Пишите кубиками имя ребенка, слова МАМА и ПАПА, постепенно вводя другие знакомые слова. Чтобы ребенка ничего не отвлекало от слова, которое вы составили, ни ваши руки, ни предметы, находящиеся рядом, оборудуйте специальное место для показа слов. Это может быть обычная книжная полка или небольшой стеллаж, на котором ничего не стоит. Чтобы кубики лучше были видны, ставьте их на край, ближе к ребенку. Можно дополнительно сделать светлый фон - наклеить на основание полки (где будут стоять кубики) и на ее заднюю стенку белые листы бумаги. Если в вашем доме нет возможности освободить одну из полок, не огорчайтесь. Можно изготовить легкую полочку из половины картонной коробки (например, обувной), обклеив ее белой бумагой, полочку прикрепить к стене булавками или скотчем; для того, чтобы ребенка не отвлекал рисунок на обоях, можно приклеить на стену под полочку белый лист. Или разместить саму полку на стенке холодильника.
Слово должно находиться на таком уровне, чтобы кубики оказались на уровне глаз ребенка, находящегося у вас на руках. Верхние грани кубика в его поле зрения попадать не должны. Когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, возьмите его на ручки и подойдите к полке с написанным словом. Ласковым голосом скажите ребенку, что за слово написано.
Можете просто показать пальцем в сторону слова, можно провести рукой слева направо вдоль слова, чтобы малыша приучить следить глазами в нужном направлении, можно показать каждый склад в отдельности, а потом прочитать все слово целиком. Каждый раз чередуйте один из этих способов демонстрации.
Подходить с малышом к написанному слову можно раз в день, можно чаще, но не слишком. А менять слово на полке стоит после пяти-десяти показов.
“Выставки”
Если вам кажется, что рассматривание слов не увлекает ребенка или этого недостаточно, оборудуйте "выставку". Ставьте на полку не просто слово, а любой мелкий предмет (игрушку или картинку), а рядом (или под ним, или наверху) подпись-комментарий, составленную кубиками.
Менять выставку можно раз в несколько дней и показывать ее можно 1-3 раза в день, например, утром после сна, днем и вечером перед сном. Неплохо повесить “выставку” около кроватки, чтобы она чаще попадалась ему на глаза. Малыш, привыкший к такой игре, просыпаясь, будет бросать первый взгляд на полочку - что же мама туда положила?
"Пишем вместе!"
Когда малыш научится сидеть, можно ввести новую интересную игру - "Пишем вместе!" Если вы еще не начинали петь малышу складовые попевки, послушайте кассету, попробуйте петь сами. Заранее, без ребенка потренируйтесь поворачивать кубики нужной стороной “лицом” к ребенку, чередуя склады в том порядке, что и на таблицах. Для тренировки успешно подходит папа, который проконтролирует правильность показа. Выберите слово, которое можно написать двумя кубиками (оно должно быть более или менее знакомо ребенку, а не то, которое он впервые слышит).
Приготовьте нужные кубики, посадите малыша в высокий стульчик. “Прокрутите” и спойте первый кубик. Потом покажите ту сторону, на которой расположен первый склад выбранного слова. Потом проделайте то же самое со вторым. После этого составьте все слово. Чтобы малыш не обиделся, в конце игры отдайте ему написанное слово (напомню, что кубики должны быть укреплены и оклеены). Скорее всего, он сбросит кубики на пол, после чего вы их поднимете и унесете.
Если ребенок примется грызть кубик, подмените его любой картонной коробкой со словами, что эти кубики грызть нельзя. Проводить игру более чем с одни словом нежелательно, так как внимание ребенка уже будет рассеянным. Играйте два-три раза в неделю. Конечно, это не обязательные сроки, а средние - можно играть больше, хоть каждый день, можно меньше - раз в неделю-две.
Мини-таблицы
Использовать в этом возрасте таблицы, входящие в комплект, еще слишком рано - таблица огромная, ребенок блуждает по ней взглядом, так ничего конкретного и не видя. Можно сделать мини-таблицы - по одному кубику. Напишите на длинных полосках бумаги (произвольного размера) складовые попевки (БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б), выбирая попевки с тех кубиков, которые входят в имя ребенка, другие близкие слова (потом, когда первые кубики будут хорошо знакомы ребенку, можете добавлять другие попевки).
Развесьте эти полоски на стенах по всей квартире на уровне ваших глаз. Когда вы идете с ребенком на руках по квартире, подходите к ним, пропевайте попевку и показывайте пальцем все склады, или не пойте всю попевку, а покажите один из складов и идите дальше.
Источник: zaikubik.ru