Правильное прикладывание к груди

Ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном «бодательном» движении головкой, поднимающем грудь, и затем как бы накладывая ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладываемым под грудь опущенным, но не высунутым языком. Необходимо, чтобы этот захват был полным и глубоким настолько, чтобы сосок находился во рту ребенка почти на уровне мягкого неба, т.е. сосок вместе с ареолой должны фактически заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходимо очень широкое раскрытие рта, и если оно не получается сразу, можно помочь ребенку, соском по нижней губе ребенка, что вызовет рефлекторное движение губ и раскрытие рта. Нередко первой реакцией ребенка на материнскую грудь будет ее лизание и только потом уже захват.

При правильном захвате груди у ребенка сохраняется широко раскрытый рот, сбоку видно, что нижняя губа полностью вывернута (ее выталкивает передний край языка, лежащего на нижней челюсти). Ареола полностью входит в рот ребенка, если она маленькая. Если ареола большая, то захват ее практически полный, несимметричный. Снизу ребенок захватывает ареолы больше, чем сверху.

Эффективность сосания определяется не через создание отрицательного давления, а через ритмичный массаж ареолы, осуществляемый движениями языка ребенка.

Бутылочку любой формы и с любым размером дырочки ребенок сосет также, как взрослый сосет из соломинки: путем создания отрицательного давления. Язык в сосании из бутылочки не участвует. Доящих движений языка нет. Язык обычно находится за нижней челюстью. Поэтому, когда к ребенку, привыкшему сосать бутылочку в рот попадает грудь, он не знает, что с ней делать. В крайнем варианте неправильного прикладывания сосок попадает между челюстями, ребенок сосет грудь также, как бутылочку. Если сосок находится между челюстями, мама обычно испытывает довольно сильные неприятные ощущения. Выраженность болевых ощущений зависит от толщины кожи ареолы и индивидуальной чувствительности женщины. Но в любом случае довольно быстро сосок травмируется и часто уже на вторые сутки после родов при неправильном прикладывании появляются ссадины, которые переходят в трещины, если прикладывание не исправляют. Эта ситуация настолько обычна, что многие женщины считают образование трещин неизбежным злом, сопутствующим грудному вскармливанию.

Очень «коварным» оказывается безболезненный вариант неправильного прикладывания. В этом случае собственно сосок попадает за челюсти и лежит на языке вместе с незначительной частью ареолы. Ребенок его и сцеживает… В этом случае маме не больно, т.к. сосок ребенок не прикусывает. Малыш даже получает какие-то количества молока. Но грудь не получает достаточной стимуляции и хорошо не опорожняется. Это постепенно приводит к уменьшению количества молока. Обычно ребенок в этом случае не очень хорошо прибавляет в весе. Или наблюдается постепенное уменьшение прибавки. Например, в первый месяц ребенок прибавил 900г, во второй — 600, в третий — 450. Если при этом ребенок соматически здоров, кормится по требованию, ничего не сосет кроме груди, то вероятнее всего имеет место безболезненный вариант неправильного прикладывания.

Если женщина никогда не видела, как должен сосать ребенок, если ей никто не показывал, как правильно подавать ребенку грудь и как он должен сосать, как контролировать качество прикладывания во время сосания, очень велика вероятность, что сама она приложит малыша не совсем правильно и не сможет обучить его правильному поведению у груди. Она ведь не знает, что тут чему-то надо учиться…

В те далекие времена, когда грудное вскармливание в нашем обществе было обычным явлением, а не редким исключением, каждая женщина могла помочь начинающей кормить матери, исправить ее ошибки, показать необходимые приемы.

В настоящее время большинство женщин не имеют возможности учится материнству практически. Многие читают разнообразные журналы и книги для родителей и потом пытаются ухаживать за своим младенцем и кормить его, основываясь на полученных теоретических знаниях.

К сожалению, правильному прикладыванию ребенка к груди невозможно научиться по книгам, журналам и картинкам. Необходимо практическое обучение. В роддомах, где появляется на свет большинство современных младенцев в индустриально развитых странах, никто таким обучением не занимается. Подавляющее большинство медработников не имеют необходимых для этого знаний. То, что необходимо для успешного обучения другой женщины — это прежде всего личный положительный опыт грудного вскармливания.

Медицинские сестры и акушерки, как и большинство современных женщин, такого опыта не имеют. Неправильное прикладывание, будучи широко распространенным явлением, не вызывает никакого беспокойства со стороны медперсонала. Женщинам даются только рутинные рекомендации по залечиванию ссадин или трещин, если таковые имеются. Если же у малыша и мамы безболезненное неправильное прикладывание и связанный с ним недостаток молока, то проблема решается назначением докорма и заканчивается стремительным переходом на искусственное вскармливание, т.к. докорм дается из бутылки с соской, и к проблеме неправильного прикладывания присоединяется отказ от груди.

При прикладывании ребенка постарайтесь следовать общим рекомендациям:

* Вкладывайте грудь ребенку ТОЛЬКО В ШИРОКО ОТКРЫТЫЙ РОТ! Не пытайтесь протолкнуть сосок в полуоткрытый ротик, скорее всего ребенок зажмет его челюстями или возьмет его недостаточно глубоко.

* Старайтесь действовать быстро, т.к. широко открытым ребенок держит рот секунду-две. Если вы не успели, дождитесь следующего раза. Помогите малышу открыть ротик, проводя соском по нижней губке несколько раз подряд.

* Проявляйте терпение. Очень часто я наблюдаю такие мамины действия: мама берет малыша, пытается его приложить, ребенок проявляет активный поисковое поведение, вертит головой. Мама говорит: «Он не хочет!» То есть мама инстинктивное поведение ребенка, направленное на поиск соска воспринимает, как отрицательный ответ взрослого человека! Или, например, очень часто бывает, когда мама соском дотрагивается до нижней губки ребенка, он сжимает ротик. Мама опять сразу же говорит, что ребенок не хочет сосать. А между тем, если бы она продолжила предложение, то малыш обязательно открыл бы рот. Ведь ребенок еще не понимает, что от него хотят. Он не знает, что от него ждут открывание рта. Большинству детей для формирования устойчивого навыка правильного захвата соска, в ответ на мамино предложение, требуется не менее двух недель!

Очень часто, захватив грудь правильно, младенец во время сосания сползает на кончик соска и начинает его прикусывать. У мамы появляются болезненные ощущения, но она их терпит. Болезненное сосание терпеть недопустимо! Ребенок не знает, что он сосет неправильно! Его необходимо научить правильно сосать. Если малыш начинает сползать на кончик соска, грудь необходимо правильно забрать (разжав малышу челюсти, быстро засунув кончик пальца в уголок рта) и подать заново.

Обычно ребенок сползает на кончик соска в том случае, если во время сосания он не касается носиком груди. В большинстве роддомов рекомендуют грудь над носиком придерживать пальцем, чтобы легче было дышать. Но ребенок ощущает грудь лицом! Он должен касаться груди носиком во время сосания. Такое положение должно сохраняться во время всего сосания и в любом возрасте малыша. Если новорожденный не касается носиком груди, то он не чувствует, что он уже на «месте», и может совершать поисковые движения с соском во рту! Его мама тут же говорит, что ребенок не хочет сосать. Носик малыша так устроен, что кончиком он делает в груди «ямку» и дышит через маленькие треугольные или продолговатые щелочки у крыльев носа. Поэтому нет никакой необходимости придерживать грудь пальцем над носиком. Кроме того, что этот маневр портит прикладывание, он еще способствует возникновению лактостазов в верхних долях железы, т.к. мама своим пальцем пережимает протоки и затрудняет отток молока.

Малышу нельзя позволять оттягивать сосок или пропускать его между челюстей туда-сюда. Необходимо придерживать головку при попытках оттянуть сосок. И забирать грудь, если малыш начинает «баловаться», причиняя маме боль. Ребенку более старшего возраста нельзя позволять поворачивать голову с соском во рту, если ему хочется посмотреть на какой-то предмет. Малыш должен следить за интересующим предметом только глазами. Или должен отпустить грудь и повернуть голову, если это ему так необходимо.

Отдельно хочу отметить «неудобные» формы соска — плоские соски, втянутые, длинные, толстые. Любой новорожденный, способный сосать, может приспособиться к любой форме соска своей матери. Мама, имеющая сосок «нетрадиционной» формы должна проявить больше терпения и настойчивости в обучении ребенка правильно сосать. И она должна постараться, чтобы ее малыш никогда не получал в рот других «оральных объектов», т.к. они в любом случае покажутся ему более удобными для сосания, чем материнская грудь.

Для мамы с плоскими и втянутыми сосками очень важен момент втягивания ребенком груди в рот. Если малышу в рот попадает бутылка пустышка или соска, он перестает делать втягивающее движение. Соска и пустышка и так вытянуты, их не надо втягивать дополнительно. Поэтому, когда малышу в рот попадает мамин плоский сосок, он просто открывает рот и ждет, не пытается его втянуть. Маме с плоскими или втянутыми сосками надо постараться не допустить попадания в рот ребенку других объектов для сосания. При необходимости давать докорм или свое сцеженное молоко можно из ложечки, шприца или пипетки.

Если у мамы длинные и (или) большие соски, ей очень важно вкладывать их в рот как можно глубже, пронося собственно сосок мимо челюстей. В случае с длинным соском ребенок очень часто смыкает челюсти на соске или сразу за соском. Ареола в рот практически не попадает, малыш ее не сцеживает, получается, что он просто лижет сосок. Молоко он сцедить так не может, грудь не опорожняется и не стимулируется. Начинается нехватка молока. Большой сосок невозможно вложить в недостаточно открытый ротик. Малыш, пососав соску или пустышку, перестает широко открывать рот, т.к. для сосания этих предметов совершенно не нужно открывать рот широко.

Ребенок с самым маленьким ротиком может сосать грудь своей мамы с самым большим или длинным, или любым другим «неудобным», с нашей точки зрения, соском. Надо только правильно вложить грудь в рот, проявить терпение и настойчивость. Всего-навсего.

Обучая ребенка правильно сосать, мама обеспечивает ему в будущем полноценное, идеально подходящее питание, а себе — продолжительную стабильную лактацию.

Автор: Лилия Казакова, педиатр и консультант по грудному вскармливанию