По сравнению с мелкими неприятностями лечения на дому и для ребенка, и для мамы здесь гораздо больше непонятного. А неизвестность рождает тревогу и страх. Заранее сложно угадать, чего может испугаться малыш в больнице: взятия крови, белых халатов, окровавленных предметов, сложных шумящих диагностических приборов…
При этом у детей почти нет возможности прямо спросить о непонятном и получить ясный ответ, зачем все это нужно. Как же быть с детскими страхами в отношении больничных процедур?
Объяснить. Попытайтесь «разобрать по полочкам» страх ребенка, рассказав, что представляет собой пугающий предмет, например катетер или шприц для инъекций, как он устроен, для чего нужен. Такие разговоры дают ребенку недостающую информацию, разъясняют смысл ситуации, после чего медицинские инструменты или процедуры уже не кажутся такими страшными.
Дать подержать или потрогать. Если малыш имеет возможность потрогать пугающий предмет и научиться им управлять — это здорово. Так появляется чувство «властвования» над ним, ощущение собственной силы и превосходства. Собирание флакончиков, использованных капельниц, пустых шприцев, упаковок от лекарств не лишено смысла (конечно, если это абсолютно безопасно). Многие педиатры дают детям возможность послушать самого себя фонендоскопом, подержать шпатель, вырванный зуб, нажать на кнопочку прибора, перевернуть песочные часы во время медицинской процедуры.
Поддержать эмоционально, помочь привыкнуть к новым условиям. Когда больно, самое простое — разрешить взять маму за руку, принести в процедурный кабинет любимую куклу, ходить всегда к одной и той же симпатичной медсестре. Бывает полезно зайти с ребенком в «страшную комнату», когда там ничего не происходит, или увидеть грозного доктора без халата после работы, или сходить поболтать с медсестрами. Крохе проще освоиться в медицинской среде, если она наполнена понятными и известными ему людьми, предметами, игрушками. Именно поэтому зарубежные детские клиники щедро укомплектованы всем, что нужно ребенку для игр и любимых занятий, а прямо в процедурных кабинетах можно увидеть наклейки, карандашики, конфетки, жевательные резинки и другие мелкие сувениры для поощрения храбрых.
Рассмешить. Разговоры опытных детских врачей с пациентами в момент болезненного вмешательства иногда служат настоящей школой для родителей.
В ЛОР-операционной идет будничная подготовка к удалению аденоидов. Четырехлетний пациент, сидя на коленях у медсестры, мощно протестует: «А-а-а-а!!! Не привязывайте меня, не надо привязывать!» Хирург (внушительно и с уважением): «Ладно. Не буду. Мы тебя просто зафиксируем». Пока малыш ошарашенно додумывался, чем ему это грозит, его надежно и бережно привязали. Удивить — вот универсальный ключ, который помогает выиграть несколько секунд детского несопротивления.
Поиграть. Больничную тему развивать в играх можно только постепенно и при полном отсутствии психологического сопротивления со стороны ребенка. Избегайте прямой аналогии между заболевшим героем и вашим ребенком, пусть «нездоровится» медвежонку или слоненку. Еще лучше — изменить ситуацию на прямо противоположную: в больницу попадает кто-нибудь из взрослых, а ребенок навещает его, ухаживает, ободряет, приносит гостинцы.
Обычно девочки играют «в больницу» почти как в «дочки-матери». Но для более эффективного преодоления страха боли и врачей лучше перейти от кукольного к человеческому варианту. Все врачебные процедуры, которые вызывают страх, нужно воспроизводить как можно подробнее. Пусть девочка побудет и в роли доктора, и в роли нескольких пациенток. Можно попытаться изобразить девочку, которая ничего не боится, потом — ту, которая боится только одной процедуры (уколов, например), а напоследок — трусиху, которая даже в кабинет войти не соглашается.
С мальчиками полезно играть «в сражение». Комментируя происходящее, важно отметить выдержку ребенка, удивиться тому, что он не боится боли, сказать, что другой на его месте давно бы разревелся и т. п. Можно поиграть и в военный госпиталь (не забудьте подчеркнуть мужество «раненого»!).
Запретные приемы во время болезни
Категорически нельзя:
• Пугать: «Не выпьешь лекарство — не выпишут домой (будет болеть живот, заберет дядя доктор, сделают укол, не пустят папу и т. д.).
• Наказывать ребенка за страх, высмеивать, даже в шутку называть трусишкой. От этого страх не пройдет. Малыш может спрятать его за внешне пристойным поведением, но подавленный, скрытый страх ничуть не лучше явного. Помните: ребенка его трусость уязвляет гораздо больше, чем вас. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх.
• Обманывать: «Ты ничего не почувствуешь — просто укусит комарик». Комаров такого калибра просто не существует! Вы можете потерять доверие крохи. Если процедура оказалась больнее, чем вы обещали, то в следующий раз он вам не поверит, что бы вы ни говорили.
• Заранее задабривать подарками: «Не будешь плакать — куплю тебе игрушку». В следующий раз ребенок может активно демонстрировать свои страхи в расчете на награду. Конечно, можно поощрить малыша за проявленную выдержку чем-то интересным и приятным, но не сводите это заранее к примитивной купле-продаже.
• И обязательно спросите себя о том, насколько страшно и тревожно в больнице вам самим. Иногда ребенок и не подозревает, что чего-то можно бояться, но, увидев панику на родительском лице, сразу понимает, в чем дело. Может оказаться, что в испуганном малыше вы просто видите свое отражение. В конечном счете, рядом со смелой и уверенной мамой болеть гораздо легче.
Источник: сайт «Babybrand.Ру»